Во благо всего человечества...

May 20, 2015 11:03


~ • ~ • ~"Гурджиев велел нам всякий раз, приступая к новому упражнению, давать следующий обет - "это упражнение будет мною использоваться не для себя, но во благо всего человечества". Это посвящение, 'добро-желание-для-всех', такое трогательное в своём намерении, произвело на меня потрясающий эффект. Впервые в жизни я чувствовала себя по-настоящему ( Read more... )

exercises, kathryn hulme

Leave a comment

quest4sanity May 22 2015, 03:58:37 UTC
Чисто ваджраянский подход. :-)

Reply

larkin_donkey May 22 2015, 12:17:27 UTC
Ага, точнее даже, подход, утвержденный канонами всего современного буддизма. Из школ с классической мотивацией "пробуждения ради личного спасения", наверное, сейчас только Тхеравада осталась..

Reply

quest4sanity May 22 2015, 12:21:27 UTC
Не соглашусь. В чань и дзен, насколько я знаю, вопрос подобным образом тоже не ставится. Да, там есть представление о единстве жизни, но вот посвящение заслуг... это фишка сугубо ваджраянская. По крайне мере в буддизме. Откуда она перекочевала в Православие - отдельная интересная тема. :-)

Reply

larkin_donkey May 22 2015, 15:56:44 UTC
Почему? Это фишка вроде изначально махаянская, включая чань-дзен, хотя может в ваджраяне это как-то по особому акцентируется:

"Махаяна - Большая колесница буддийского пути, где буддисты решают достичь Пробуждения во благо всех живых существ (бодхичитта)."

> Откуда она перекочевала в Православие - отдельная интересная тема...

Возможно, как раз в буддизм (в толковании махаяны) она перекочевала уже позже из христианства. )
По крайней мере, по канону, деятельное желание блага ближнему ("возлюби ближнего своего") является одной из основных его заповедей.

В изначальном буддизме, если взять, скажем, Палийский Канон, нет даже намека на это (что надо стремиться стать бодхисаттвой во благо всех, вернуться в сансару, etc)... Наоборот, там очень настойчиво и многократно повторяется, что цель - освобождение и никакой другой цели быть не может ("Я учу только одному: вот страдание, вот освобождение, вот путь.")

Reply

quest4sanity May 22 2015, 17:37:21 UTC
Не-не-не. Бодхичитта - это Бодхичитта. Она возникла как закономерный эффект понимания природы работы проективного ума. "Другой" - это то, как я его воспринимаю. Если он выглядит злым, то только потому, что зло есть во мне. Отсюда следует вывод - надо научиться жить в мире с миром.

Но посвящение заслуг - это совершенно другая фишка. В ней делается следующий шаг - раз весь мир является результатом работы проективного ума, то значит, на него можно воздействовать путем обращения к миру. Такое, своего рода, трансформация через убеждение. Это уже йогачара. И методы тут от йогачары.

Reply

larkin_donkey May 22 2015, 20:33:00 UTC
Ну правильно, так это же и есть то, что называется "относительной бодхичиттой" или бодхичиттой намерения: "создание устремления к достижению состояния самьяксамбудды с мотивацией принести максимальную пользу всем без исключения живым существам".

Reply

quest4sanity May 22 2015, 21:05:52 UTC
Да, это обет бодхисатвы. Но посвящение заслуг осуществляется НЕ бодхисатвами, а обычными практикующими. Практика посвящения заслуг выходит за приделы Нёндро. Я понимаю, что на первый взгляд это близкие вещи. Но между ними есть существенное различие. Посвящение заслуг относится к категории так называемых искусных методов. Классическая Махаяна ими не занимается. Там все достаточно топорно. Другое дело йогачара.

Reply

larkin_donkey May 23 2015, 08:38:43 UTC
Ну да, не спорю. Я говорил лишь о самой идее. Понятно, что у неё есть как уровни, так и формы представления. Можно, наверное сказать, что все они в практике исходят от одной некой идеальной формы (если вспомнить Сократа с его "миром форм")

> посвящение заслуг осуществляется НЕ бодхисатвами, а обычными практикующими

Правильно, и насколько я понимаю, определение относительной бодхичитты как раз включает любую альтруистическую активность непросветленного ума.

Reply

quest4sanity May 23 2015, 09:29:26 UTC
Хорошо. Тогда обобщу. Буддизм Махаяны состоит из двух ветвей: Мадхьямики и Йогачары. В первую входят Чань, Дзен и отчасти Ньингма. Во вторую входят отчасти Ньингма, и полностью остальные школы тибетского буддизма. Практика посвящения заслуг характера в основном для философии Йогачары. В школах же Мадхьямики акценты расставлены иначе. Хотя и в том и в другом случаях используется подход культивирования бодхичитты, как процесса трансформации проективного ума.

Reply


Leave a comment

Up