про технологии манипуляции

Feb 14, 2015 20:32

По моему, довольно хорошее изложение некоторых принципов ныне популярной "кухни печенек" от одного из fb-друзей:

~ • ~ • ~
"Всё нуждается в понимании и разоблачении." И.А. Ефремов.
Сегодня мы поговорим о том, как вам ("им", кстати, тоже) форматируют мозги с помощью пропаганды. Благо жизнь/фб подкинула для этого замечательный повод и пример, вот этот самопальный ролик:
https://www.facebook.com/video.php?v=784493551644927
Посмотрите его, пожалуйста, и подпись прочтите.
.
Ролик хорош тем, что с одной стороны он сделан топорно, по-дилетантски (хотя и с большим идейным энтузиазмом), что позволяет отчетливо продемонстрировать все "швы белыми нитками", которых в мастерской работе вы просто так не углядите. С другой стороны, в нем применены многие методы воздействия, которые постоянно применяются на практике "взрослыми" СМИ. У нас это особенно характерно для "Эха М" и конкретно Латыниной (мастер!), Альбац, Фельгенгауэра и легиона аналогичных "экспертов". Ролик ТИПИЧЕН методологически.
.
Напоминаю, что "агитация - это немногое для многих, а пропаганда - это многое для немногих". То есть, разница между агитацией и пропагандой - в уровне абстракции и ЦА. Кстати, оба слова (и "прогресс" тоже) восходят к общему латинскому корню со значением "двигать". Что двигается? А картина мира в голове людей. Пропаганда направлена на более образованных (или считающих себя таковыми) и в большей степени апеллирует к логике, интеллекту. Она эксплуатирует инстинктивную потребность людей в ОБЪЯСНЕНИИ мира, т.е. в желании иметь набор простых цепочек причинно-следственных связей для всего. Заметим, что в потребности в ПОНИМАНИИ у большинства людей нет. Средний класс/образованцы/фб/ЦА "Эха" - идеальная среда для пропаганды определённого типа.
.
Итак, как это делается? Берётся в ПРИНЦИПЕ верное рассуждение или научная концепция/теория сама по себе этически и политически совершенно нейтральная. В данном случае - это кусочки эволюционной психологии, этологии и нейрологии (Латынина такое любит). Вот исходный образовательный ролик:

image Click to view



А потом на этот логически безупречный каркас навешивается специально подобранный фактологический, визуальный и речевой ряд. Ну и сама теория/зависимость вырывается из контекста и лишается всяких упоминаний об УСЛОВИЯХ и ГРАНИЦАХ её применимости.
.
В результате получается связная, эмоциональная и завлекательная история, подкреплённая примерами "из жизни" и освященная авторитетом науки. "Британские ученые доказали ..." (с) Но поскольку набор прилагаемых фактов односторонен, тенденциозен и эмоционально окрашен, то получается этически асимметричная идеологизированная конструкция. Которая, тем не менее прекрасно работает на индоктринацию, т.е. инсталляцию убеждений.
.
Разумеется, при этом забывают упомянуть сущую мелочь: что все сказанное/показанное совершенно точно так же применимо к кому/чему угодно: либерализму, монетаризму, капитализму, "общечеловеческим ценностям" ... А проиллюстрированная известная социологическая модель "двойного перетягивания каната" (это про то, что любовь к своим автоматически приводит ко враждебности к чужим и наоборот) отлично подходит для связки "сионизм-антисемитизм" или понимания феноменов двойных стандартов ("а менi то за що?!").
.
Конкретно по ролику.
В "общую формулу" подставлены вполне конкретные кадры и личности. "Некая территория" недвусмысленно показана, набор иллюстраций статистически смещён в одну сторону.
Смысл сказанного сознательно искажается с помощью видеоряда т.о., что возникает эффект "аналогового маркирования" т.е. неявного, на подсознательном уровне связывания оценочных определений и личностей/явлений для формирования отношения к ним у аудитории.
Возможность непредвзятых/симметричных оценок блокируется -перечисление эпитетов врагов (4:05) вполне можно было бы проиллюстрировать плакатиком про "ватников и колорадов". Но вместо этого вставлена характерная тётка + неумелая и глупая (чего-то слышали, ага ...), но весьма показательная попытка использования "25-го кадра" с готовыми маркерами зла.
.
Ролик намеренно создаёт совершенно однозначное впечатление, формируя ложную логическую цепочку и псевдопонимание. Работает на ненависть под прикрытием объективности. Обвиняя в разжигании разжигают, приписывая другим расчеловечивание, занимаются расчеловечиванием других. Вот это и есть манипуляция.
.
Зачем? Да в сопроводиловке к ролику написано. Индоктринированная мемплексом личность добровольно занимается продвижением своего мемплекса через нанесение ущерба чужим/конкурирующим мемплексам.
Кого-то убеждает, кого-то ввергает в когнитивный диссонанс и ажитацию ("вата начинает срать кирпичами"(с)) получая от этого удовольствие известного толка.
.
Ок. Это нормально, поскольку неизбежно. Хотя за такие экзерсисы в правильно устроенном обществе наказывают.

А на практике стоит помнить: психотехника (пусть и примитивная) работает против тебя даже в том случае, если ты знаешь о её применении. Однако, её действие можно сильно ослабить, если чуток подумать и понимать что/почему делается. Ибо "незнание некоторых фактов легко компенсируется пониманием некоторых принципов" (с).


( Via )

discrimination, news, psy manipulation

Previous post Next post
Up