"Он остановился пред темноватым квадратом, по которому в хаотическом беспорядке разбросаны были странные фигуры фантастически смешанных форм: человеческое соединялось с птичьим и звериным, треугольник, с лицом, вписанным в него, шел на двух ногах. Произвол художника разорвал, разъединил знакомое существующее на части и комически дерзко связал эти части в невозможное, уродливое.
Самгин постоял пред картиной минуты три и вдруг почувствовал, что она внушает желание повторить работу художника, -- снова разбить его фигуры на части и снова соединить их, но уже так, как захотел бы он, Самгин. Протестуя против этого желания и недоумевая, он пошел прочь, но тотчас вернулся, чтоб узнать имя автора. "Иероним Босх" -- прочитал он на тусклой, медной пластинке...
Он сел в кресло и, рассматривая работу, которая как будто не определялась понятием живописи, долго пытался догадаться: что думал художник Босх, создавая из разрозненных кусков реального этот фантастический мир? И чем более он всматривался в соединение несоединимых форм птиц, зверей, геометрических фигур, тем более требовательно возникало желание разрушить все эти фигуры, найти смысл, скрытый в их угрюмой фантастике."
-- Горький. " Жизнь Клима Самгина"
Встретил интересный, весьма убедительный и подробный анализ кода панелей картины, который хорошо демонстрирует, что, несмотря на незаслуженную репутацию мастера непонятной фантастической реальности, в картинах Босха нет ничего случайного.. Можно сказать, что это как раз один из величайших образцов из категории 'объективного искусства'..
Ещё один интересный момент... Все почему-то считают, что сам "сад земных радостей" показан художником на центральной панели, а по бокам представлены картины Рая и Ада. На самом же деле, средняя панель изображает аллегорический мир, имеющий скорее отношение к тому, что в гностики называют "мирами середины". А правая панель картины представляет не образ Ада, как считается, а именно Землю.
«Сад радостей земных» [ с комментариями Lee van Laer (eng) ]