Гурджиевская лекция, читавшаяся во Франции (Приэре).
Первоначальное название лекции: "Чистые и нечистые эмоции".
~ • ~ • ~
В чём смысл жизни? Существует множество различных мнений по этому поводу. И "они" нам говорят примерно следующее: смысл жизни в самосовершенствовании; или в самопожертвовании; или в подготовке к будущей жизни; или же в прогрессе и развитии человечества; или даже говорят, что жизнь не имеет никакого смысла. Все сторонники этих взглядов пытаются искать значение жизни за пределами самой жизни. Но найти правильный ответ человек может лишь внутри себя. Истинный смысл жизни можно определить французским словом “connaissance” [способность к познанию, знание]. Вся жизнь, весь её опыт, ведёт к “connaissance”.
Мир есть всё существующее. Человек, становясь сознающим, начинает осознавать самого себя и мир, частью которого он является. Функция сознания служит тому, чтобы осознать себя и мира существование. Собственное отношение к себе и к миру - есть “connaissance” или знание.
Все элементы человеческой психики - восприятия, ощущения, концепции, идеи, эмоции, творчество - являются инструментами знания. Все без исключения эмоции, от простейших до самых трудных для понимания - религиозные, нравственные, артистические - все являются инструментами знания. Согласно теории "борьбы за существование", естественный отбор, с выживанием лучших, привёл к созданию интеллекта и эмоций, которые призваны служить жизни. На самом деле, появление этих функций не случайно; они играют важную роль в творении, сами являясь продуктом некой разумности, о которой мы ничего не знаем; и ведут они к знанию. Но мы не различаем присутствия этой разумной рациональности в феноменах и законах жизни. Причина в том, что мы изучаем лишь часть, а не целое. Когда мы поймём, что любая жизнь есть проявление некой части общего целого, это откроет нам новую возможность для понимания.
Чтобы понять рациональность общего целого, необходимо понять образ и характер целого, также как всех его функций. Конкретно, функцией человека является знание. Но если мы не поймём самого человека, как целое, мы не поймём и его функцию.
Наши отдельные жизни являются проявлениями некой более значительной организации. Так, отдельное дерево является манифестацией психического царства общего органического мира. Наши же собственные жизни не имеют никакого другого смысла за пределами того процесса, посредством которого мы приобретаем знание. Сам процесс приобретения знания происходит не только за счёт интеллекта, но посредством всего нашего существа, как целого, а также общей организацией жизни, культуры, цивилизации. . . . А приобретаем мы то знание, которое заслуживаем знать.
Любой согласится с тем, что целью интеллекта является знание. Но нам не ясна природа наших эмоций - радость, гнев, ревность, наслаждение, артистическое творчество - мы не видим, что любая наша активность, любые эмоции, служат знанию. Мы верим, что творение требует знания, но как оно само служит знанию? Каким образом служат знанию религиозные эмоции?
Мы противопоставляем эмоции разуму. Мы говорим о холодном рассудке, об интеллекте, имеющем превосходство над эмоциями. Но это всего лишь ошибка в определении. Интеллект, взятый как целое, также является эмоцией.
Мы привычно рассуждаем о возможности подчинения рассудку, воле или долгу своих сентиментов.
[ прим: от фр. sentiment - совокупность чувств и взглядов как основа для действия или суждения; общая эмоциональная установка ]
Но один сентимент может быть побеждён только другим - более сильным и высшим сентиментом. Солдат погибает за свою страну не из привычки к покорности или принуждения, но потому, что сентименты страха в нём были подчинены другим, высшим сентиментам.
Разум стимулирует возникновение мыслей, чьи образы порождают чувства, способные подчинить себе определённый сентимент. Для разума нет границ - пределы существуют только в людях. Истинный разум есть внутренний аспект существа.
Развитие совести в человеке связано с ростом его интеллекта и развитием сопровождающих его рост высших эмоций - эстетических, религиозных, нравственных. В процессе развития, такие эмоции становятся более интеллектуальными, а, в свою очередь, интеллект ассимилирует эмоции. То, что называется "духовностью", является синтезом или сплавлением интеллекта с высшими эмоциями.
Новая степень восприимчивости приходит от союза интеллекта с высшими эмоциями, но не создаётся ими. Точно также, как дерево произрастает из земли, но не создаётся землёй. Требуется зерно. А это зерно может быть в земле или нет. Если оно есть, его можно культивировать.
Человек сегодня понимает многое при помощи интеллекта, но также и посредством сентиментов. Каждый сентимент позволяет человеку понять что-то, что он не смог бы понять иначе. Если мы будем считать, что эмоции служат только жизни, а не знанию, мы никогда не сможем понять эмоции. Существуют определённые вещи и отношения, понять которые возможно только эмоционально и только посредством определённых эмоций. Так, необходимо любить самому, чтобы понять того, кто любит. Etc.
Мы не знаем друг друга, потому что живём несходными друг с другом сентиментами (эмоциями). Одинаковые сентименты дают одинаковое понимание. Взаимопонимание - или иллюзия взаимопонимания - есть магическая формула любви.
Эмоции являются окнами души - с цветными стёклами, через которые душа оценивает мир. Слабая освещённость - частичное восприятие. Нет ничего более ясного, ничего более обманчивого, чем эмоции.
Каждый сентимент имеет некую причину для существования. Определённые из них важны для знания, другие препятствуют ему; хотя теоретически все эмоции служат знанию. Например, страх: определённые взаимосвязи можно узнать только через страх; это способ контроля природой жизненных сил - так, страх голода принуждает к работе. Вспомните отношение млекопитающих к змеям: змея вызывает страх и отвращение. Посредством этого страха, млекопитающее знает природу змеи и отношение этой природы к его собственной. Но знает строго персонально. Посредством эмоции страха млекопитающее не может узнать, чем реально является змея; оно может знать это только посредством интеллекта.
Переменчивые эмоции являются препятствиями для приобретения постоянного "Я". Важным знаком созревания эмоции является её освобождение от персональных элементов. Персональная эмоция вводит в заблуждение, является предвзятой и несправедливой. Большее знание возможно только при пропорциональном уменьшении персональных элементов. Проблема в том, чтобы уметь чувствовать безлично и беспристрастно. Далеко не все эмоции легко освободить от личностных оценок. Некоторые из них по своей природе порочны, обособлены. Другие, подобно любви, способны вести человека от материального к чудесному.
Считающиеся обычно негативными, эмоции могут существовать также и в безличном качестве. Может существовать, к примеру, безличная зависть: зависть того, кто победил себя. Безличная ненависть: ненависть к несправедливости, к жестокости. Безличный гнев: по отношению к глупости, лицемерию.
Настало время поговорить о "чистых" и "нечистых" эмоциях. Но мы пока не знаем, как определить это различие. Чистая эмоция - та, которая не содержит примесей, которая никогда не ищет личной выгоды. Нечистая эмоция всегда смешанная, никогда не бывает одна - к ней примешивается желание личной выгоды и прочих личных элементов, вместе с осадком от других эмоций.
Нечистая эмоция не даёт знания или даёт только сбивающее с толку знание. Она не проливает света. (Мы рассматриваем нечистые сентименты с точки зрения, обычно называемой "моралью")
Любая эмоция может быть как чистой, так и нечистой; то есть, смешанной или несмешанной. Ревность, зависть, любовь к своей стране, страх - все эти эмоции могут быть чистыми. Даже чувственность может быть чистой - как это показывает Песнь песней Соломона, дающая ритм физического движения вселенной.
Любовь к науке может быть чистой или смешанной с личной выгодой. При этом, все внешние проявления чистых и нечистых эмоций могут быть одинаковыми. Скажем, два человека за игрой в шахматы: все аспекты их внешнего поведения одинаковы, но один озабочен только решением проблем в партии, другой же ищет личной выгоды. То же самое в искусствах, литературе, etc.
Любовь к активности является достойным сентиментом, когда она чиста. Но как обычно (и практически без исключений) происходит, она становится смешанной. Человек начинает с определённой цели, но в ходе действий происходит изменение направления из-за вступления в игру гордости, тщеславия, личных амбиций, etc. А как только человек начинает пытаться извлечь личную выгоду из своей активности, данный сентимент становится нечистым. Именно это обычно происходит с нашими наиболее возвышенными чувствами - любовью, верой, милосердием. Смешиваясь с личными элементами, они становятся загрязнёнными.
Также, чистота сентимента не ограничена лишь рамками доброты и мягкости. Вспомните, мы видим ненависть и насилие в жесте Христа, изгоняющего менял из храма. Ненависть может быть чистым чувством. Но только когда к ней не примешивается ничего личного.
Всё творчество, все формы искусства, были изначально инструментами знания.
~ • ~ • ~
"THE MEANING OF LIFE"
9 February 1923
PRIEURE
[ перевод:
larkin_donkey ]