Мы приходим из темной бездны и уходим в темную бездну, а яркий промежуток между ними называем Жизнью.
Едва мы рождаемся, начинается возвращение; одновременно - путь вперед и назад; каждую минуту мы умираем. Потому многие провозгласили: цель жизни - смерть.
Но едва мы рождаемся, нами овладевает стремление творить, синтезировать, превращать материю в жизнь; каждую минуту мы рождаемся. Потому многие провозгласили: цель мимолетной жизни - бессмертие.
В недолговечном живом организме сталкиваются два потока:
(а) восходящий - к синтезу, к жизни, к бессмертию;
(б) нисходящий - к разложению, к материи, к смерти.
Оба эти потока исходят из глубин первичной сущности. Жизнь поначалу изумляет; она кажется незаконной, противоречащей природе, мимолетным противодействием темным вековечным источникам; но в глубине души мы чувствуем, что Жизнь во Вселенной тоже безначальна и несокрушима.
Иначе откуда эта сверхчеловеческая сила, которая швыряет нас из небытия в бытие и воодушевляет нас - растения, животных, людей - на борьбу? И оба этих противоборствующих потока святы.
И потому наш долг - обрести видение, способное охватить и привести к гармонии две эти грозные, безначальные и несокрушимые Силы, и подчинить этому видению наши мысли и действия.
Никос Казандзакис,
эссе "Аскетика. Спасители Божьи", Пролог
(перевод:
kapetan_zorbas)