к вопросу об эволюции человека

Dec 18, 2014 19:16

[ хорошая переспектива взгляда на известные проблемы, в изложении Джона Беннетта... ]

~ • ~ • ~
Сегодня многие стали скептически относиться к предполагаемым перспективам человеческого развития. Если человек действительно содержит в себе семя бессмертной души, и если уготована ему сознательная роль в эволюции мира, то почему же он сегодня все так же безнадёжно далек от всего этого? Почему, даже искренне стремясь следовать по пути самосовершенствования, мы терпим неудачу за неудачей? Оглядываясь назад, мы видим, что человеку очень редко удавалось достичь того, что считается его законным предназначением.

Ответ на это тесно связан с другим вопросом, уже более двадцати пяти веков терзающим человечество, а именно:
Как согласовать веру в Любовь Божью с очевидными фактами человеческих страданий, грехопадений, болезней и несбывшихся надежд?

В древние времена этот вопрос даже не возникал. Им стали задаваться позже, когда во времена великих изменений, начавшихся за пять столетий до прихода Христа, была провозглашена идея Космической Справедливости и существования высшей Божественной Силы - благонамеренной, всепрощающей и полной любви к миру. До того времени, высшие силы считались капризными и безразличными к страданиям людей. Более того, они считались своенравными и безразличными - даже враждебными - по отношению к самому человеку. Поэтому совершенно естественным казался порядок вещей, обрекающий человека на нужду и страдания, вместе с его неспособностью обеспечить ни своё личное благополучие, ни безопасность и благополучие для своих потомков.

Легче всего просто отмахнуться от этого вопроса, отрицая само существование какой бы то ни было цели и считая человека самодостаточным. А это означает, что человек страдает исключительно лишь по причине своей собственной незрелости и своих же ошибок. Учась не повторять эти ошибки, человечество способствует своей неограниченной эволюции в направлении все более благополучного образа жизни. Именно в этом состоит суть гуманистического понимания человека, которое начало свое победное шествие в последние несколько веков и до сих пор захватывает все большие территории у религиозного теистического мировоззрения.

Гурджиев же предлагает совершенно иную концепцию. Согласно мифу, который он развивает в Рассказах Вельзевула, в определенный период истории Земли высшие силы почувствовали, что на планете сложилась весьма нежелательная и даже опасная ситуация, угрожавшая равновесию всей солнечной системы и в частности эволюции луны. В связи с этим, высшие силы вмешались и вживили в физическую природу человека некий орган, который было решено расположить у основания позвоночника. Этот орган, который Гурджиев называет "органом кундабуфер", создал препятствие видению людьми реального положения вещей и вынудил их основать новую систему ценностей, построенную исключительно на удовлетворении своих желаний и поиске счастья. Появление этого органа остановило развитие человека, одновременно обеспечив ему блаженное и беззаботное, хотя и полуживотное, существование.

'Орган Кундабуфер' упоминался в гурджиевских беседах и лекциях задолго до написания им Рассказов Вельзевула. Вне всяких сомнений, он хотел, чтобы мы воспринимали историческое появление и исчезновение этого органа буквально. В самом этом феномене нет ничего сверхъестественного или оккультного. Как известно, к примеру, при фронтальной лоботомии человека перестают терзать мучившие его ранее неприятные эмоции, он становится спокойным и безмятежным, сохраняя при этом способность погружаться в состояние блаженной эйфории.

На ранних этапах развития человек отличался прямой осанкой, также как и современный человек. В промежутке между ними появился неандерталец - с искривлённой спиной и головой, отличающейся своим расположением относительно спины. Неандертальцы вполне могли наслаждаться жизнью, но они не имели подобного нашему дара речи. Затем, около 35 000 лет назад неожиданно появились новые люди ориньякской культуры (Aurignacian) и другие предшественники современного человека, быстро вытеснившие неандертальцев. Эти факты хорошо согласуется с тем, что пишет Гурджиев в десятой главе Рассказов Вельзевула. По его словам, в определённый момент истории возникла необходимость остановить человеческую эволюцию, связанная с развитием Луны. Произошло это где-то перед последним Ледниковым Периодом, в интервале от 100 000 до 70 000 лет назад, когда и появился неандерталец. Переход к современному человеку, наделённому полноценным даром речи и способностью к творчеству, произошёл около 35 000 лет назад и был полностью завершён к концу Ледникового Периода, примерно 12 000 лет назад. Гурджиевская картина всех этих событий вполне согласуется с данными современных исследований.

Вмешательству высших сил вряд ли можно найти какое-то фактическое подтверждение. Да и наивно думать, что мы смогли бы найти подобные доказательства имеющимися в нашем распоряжении средствами. Соответственно, гурджиевская версия событий вполне равнозначна другим известным нам. Особенно в качестве объяснения факта того, что эволюция человека, по непонятным причинам, замерла на период почти ста тысяч лет, а потом вдруг неожиданно и стремительно возобновилась 30-40 тысяч лет назад.

Со слов Гурджиева, остановка была необходима, чтобы гарантировать трансформацию требуемых энергий. Такое положение вещей сохранялось до тех пор, пока не миновала опасность прекращения трансформации человеком этих энергий. После чего злополучный орган был удален, и эволюция человека была возобновлена.. Но в планировании этих действий была допущена одна важная, непростительная ошибка. Ответственные за эту операцию не предусмотрели, что в ходе такого длительного периода бесцельного и беззаботного существования, у людей, в течение бесчисленных поколений живших согласно принципу удовольствия в качестве основной идеи существования, сила этой привычки выйдет из под контроля и будет далее передаваться из поколения в поколение, как неотъемлемая наследственная черта. Это именно то, что Гурджиев характеризует как 'предрасположенность к свойствам' злополучного 'органа Кундабуфер'.

Как следствие, хоть человеку и дана теперь его природой свобода достичь своего завершения - то есть, пройти через все стадии развития от привычных нам людей "один-два-три" далее, до того, что подразумевается под человеком №5, 6 и 7 - этот путь ему теперь преграждает его собственная неспособность реально осознать положение, в которое он попал. Такое положение человека, устами пророка Ашиата Шиемаша из Рассказов Вельзевула, выражено в легоминизме 'Ужас-ситуация'.

Человек, чтобы реализовать своё предназначение, должен начать жить по совести. Но совесть его сейчас погребена глубоко в подсознании, тогда как его обычный сознательный ум продолжает жить так, как если бы он продолжал находиться под властью реально действующего 'органа Кундабуфер'. Иначе говоря, если вспомнить, о чём мы говорили в начале, человек живёт лишь собственным правом, реализуя своё стремление к счастью, но забывая (или вспоминая лишь под действием механического принуждения) о своих обязанностях, особенно о долге платы за собственное существование. Но лишь оплатив этот долг он может получить шанс перейти от существования к бытию.

Последствия свойств 'органа Кундабуфер' в нас описываются различными формами эгоизма, себялюбия, тщеславия, самонадеянности, подхалимства и всеми прочими фундаментальными дефектами нашего характера, которые во все времена считались недостойными человека. Но несмотря на это, мы продолжаем жить под властью нашего собственного эгоизма и прочих "прелестей" давно не существующего органа.

Дж.Г.Беннетт, "Гурджиев: Создание нового мира"
фрагмент из главы 11, "Человек"
[ в моём переводе - AK ]



bennett, kundabuffer, cosmology

Previous post Next post
Up