"Довлеет дневи злоба его"

Sep 09, 2013 00:09

- Варенье отличное, - настаивала Королева.
- Спасибо, но сегодня мне, право, не хочется!
- Сегодня ты бы его все равно не получила, даже если б очень захотела, - ответила Королева. - Правило у меня твердое: варенье на завтра! И только на завтра!
- Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
- Нет, никогда! Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: "Ну, вот, сейчас, наконец, завтра"?

"Алиса в Зазеркалье"


Из "Психологических комментариев" Мориса Николла.

Работать над собой необходимо сего-дня. Вся жизнь человека - лишь то, что остаётся в момент его смерти - именно в этом смысле надо понимать слова Писаний, что книга жизни человека будет раскрыта после его смерти. Но каждый день из жизни представляет собой краткий конспект, небольшую реплику всей жизни человека. И если человек не работает над данным конкретным днём своей жизни, не изменится и вся его жизнь. Если на словах он хочет изменить свою жизнь, но не работает над этим ежедневно, его работа над собой так и останется чисто воображаемой. Он тешит себя иллюзией, что вот он наконец начнёт работу, но в реальности этот день так никогда и не наступает. Люди всегда хотят начать работу "завтра". Но вы все, наверное, помните поговорку про варенье на завтра. Если человек так говорит, значит он не начнёт работу никогда, поскольку всегда он будет работать "завтра", никогда сего-дня. Иногда в работе это называют болезнью маньяна (mañana - завтра по-испански). Пока человек продолжает говорить "маньяна" - он никогда не изменится.

Для практической работы над собой необходимо прежде всего обозначить пределы самого поля работы - то есть, не мечтать впустую о будущей работе "завтра", по великому случаю, но работать сего-дня - то есть, ограничить практическую работу сегодняшним днём, этим конкретным днём со всеми его событиями, и никогда не думать в терминах "завтра". Начали вы уже наблюдать себя в отношении этого конкретного дня - обычного, постоянно повторяющегося дня, являющегося космически предопре­деленной миниатюрой года и всей жизни? Все вы знаете изречение «Довлеет дневи злоба его» (для каждого дня довольно своей заботы) из Нагорной проповеди Иисуса. Но думали ли вы, что означают эти слова, и учитывали ли контекст, в кото­ром Христос сделал это замечание? Что, например, означает, ко­гда говорится "довольно"? Довольно для чего?

Довольно работы над злом сего-дня. Человек приступает к практической работе над собой только когда начинает заниматься, хоть немного, этим настоящим днём, со всеми его бедами и проблемами. Но он должен, прежде всего, узнать этот день, также как самого себя в отношении к своему дню. За исключением каких-то редких необыкновенных событий, существует вполне конкретный обычный средний день, который постоянно проживает каждый человек. События обычного дня, как вы можете предположить, обладают определённой повторяющейся схожестью для любого из нас. Предположим, что человек не осознаёт этого и никогда не наблюдает себя в связи с типичными событиями среднего дня. Как он тогда может считать себя "работающим на собой", да ещё и надеяться изменить себя? Изменение бытия начинается с изменения наших реакций на фактические инциденты дня. Это начало принятия своей жизни по новому, в реальном и практическом ключе...

Чтобы узнать себя, начните с наблюдения за своим поведением в отношении событий одного из дней вашей жизни...

Обращайте внимание на то, как вы реагируете - то есть, замечайте свои механические реакции на малейшие происходящие события или других людей, отмечайте, что вы при этом говорите, чувствуете, думаете и т.д. Затем попытайтесь увидеть, как вы можете изменить эти реакции. Конечно, если вы уверены, что всегда поступаете сознательно и рационально, никогда не ошибаетесь, ничто никогда в вас не изменится, ибо вы так никогда и не осознаете, что являетесь просто машиной, механическим персонажем, всегда говорящим, чувствующим, думающим и делающим типичные вещи, в соответствии с меняющимися обстоятельствами, вновь и вновь.

Но возможно, за счёт ли некоторой скромности или же самоуничижения, но что ещё лучше, благодаря росту осознания в себе, вы сможете понять, что вы не едины - в смысле полностью сознательной индивидуальности, в любой момент управляющей своей жизнью сознательно - но в какой-то момент вы скромный человек, в следущий - несдержаны, иногда вы благожелательны, а потом превращаетесь в скандальную и любящую позлословить особу, в какой-то момент вы почти святой, а потом делаетесь лжецом.

Попытайтесь, в качестве рабочего упражнения, вести себя сознательно в течение хоть малой части одного дня вашей жизни. Потому что всё, что мы делаем, оказывает влияние на нас навсегда. Единственный момент, в который мы были достаточно сознательны и не вели себя механически, если мы сделали это по собственному желанию, может изменить многое в будущем. Если, скажем, вы выучили сегодня немного слов по-французски, вы будете больше знать завтра, но если ничего не делать сегодня, то завтра ничего не изменится. То же самое в работе над собой. Но работать надо охотно, по собственному желанию, а не потому, что вам сказали это делать. Одно дело - работать из-под палки или в ожидании похвалы; и совсем другое - работать над собой, видя и искренне желая что-то в себе изменить.

Весь образ проживания нами одного дня собственной жизни является неправильным, поскольку, в силу привычки, он фиксируется и делается механичным. И тогда мы действительно становимся автоматами - без реального переживания того что мы делаем, так что все наши дни становятся странным бесчувственным образом жизни сомнамбулы - то есть, мы просто следуем дневным автоматизмам и поэтому не живём реальной жизнью и не воспринимаем новых впечатлений. Действует лишь "оно" - то есть, машина.

Но если человек начинает свой день сознательно, то и весь день для него может стать совсем другим. Правда для этого сначала надо понять смысл самой работы над собой. Беря свою жизнь как один день - наблюдать, увидеть и понять, что представляет собой этот день. Не считая его чем-то неважным, потому что этот день кажется обыкновенным, а сама работа означает нечто далёкое, в будущем - или что работа есть то, что "он не имеет возможности сейчас применять к себе, поскольку очень занят повседневными делами", как один человек мне недавно сказал серьёзным тоном. Как вы встаёте, в каком настроении завтракаете, из-за чего постоянно расстраиваетесь, etc, etc.? Пожалуйста, не думайте, что изменение себя означает, скажем, меньше курить или меньше есть. Помните, что эта работа психологическая. Наша повседневная жизнь, профессия, все наши занятия, etc представляют собой ничто другое как наваждение, с которым мы идентифицируемся. Но такое понимание приходит медленно - когда мы, наконец, начинаем осознавать, что означают сон и механистичность, и почему человечество названо спящим, а жизнь - механической.

Чтобы реально работать над собой, начните работать над повседневной жиз­нью и тогда вы поймете, что подразумевается под странной фра­зой «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» в молитве Господ­ней. Ибо слово «на-сущный» по-гречески означает «сверх-сущный», или «хлеб свыше». Идеи этой Работы существуют, чтобы дать нам хлеб для жизни, в двойном смысле: самих идей и силы встретиться с трудностями нашей повседневной механической жизни - и таким образом, дать сверх-сущный «хлеб» для питания и поддержания зарождающейся новой жизни, ибо в этой Работе каждый стремится стать новым челове­ком. Невозможно изменить свою жизнь или свои механические реакции на её вызовы без помощи силы, исходящей от новых идей, а также рождающихся в нашем уме мыслей, когда мы начинаем понимать эти идеи. Но помните, что здесь нет мелочей, в счёт идёт любая наша механическая реакция на вызовы поседневной жизни - малейшее негативная реакция имеет значение, малейшая "дурная" мысль о себе или других, внутреннее учитывание, негативное воображение и так далее. Подготовка низших центров для восприятия идей и энергий, исходящих от высших центров - работа долгая - но всякая исходящая от нашего собственного желания попытка изменить или отделиться от негативной реакции, каждая попытка вспомнить себя перед лицом жизненных трудностей, каждый акт искреннего самонаблюдения (исходящего от ложной личности стремления к обману, желания повыпендриваться, порисоваться, показать свою особую значимость, исказить истину чтобы задеть кого-то) помогают созданию правильных связей в низших центрах, для подготовки их к соединению с вышими центрами и получению исходящей оттуда помощи.

ДОПОЛНЕНИЕ

А сейчас давайте ещё немного поговорим о личной работе в настоящее время, когда мы столкнулись с фактом начавшейся войны. Человек в этой работе должен изолировать себя от жизненных влияний, иначе он поглощается (поедается) жизнью. Вся работа над собой, так или иначе, связана с таким изолированием себя, чтобы нечто в нас могло вырасти и развиться, что невозможно под действием обычных жизненных влияний, потому что жизнь не может развить в нас ничего за пределами нашей личности. Такое изолирование, хоть и необходимо, но не является ещё развитием реальной нашей части. Это нечто искусственное. Но если человек не изолирует себя, а постоянно идентифицируется со всем вокруг, напрасно тратя свои силы в отрицательных эмоциях и внутреннем учитывании, фантазиях и механической болтовне, ничего не вырастет в нём за пределами его нынешней механичности. "Человек должен стать герметически запечатаным", - как говорит известная с древних времён фраза. Подразумевает она нечто внутреннее, о чём мы ещё поговорим в своё время, в связи с силой безмолвия. Эта фраза принадлежит языку известного с древних времён учения о внутренней эволюции человека, связанного с именем Гермеса. Независимо от этого, вы можете представить себе, что если обшивка вашего корабля не имеет достаточной изоляции от вод жизни, у вас будет слишком много течей для требуемого движения вперёд. Наличие множества течей не позволит собрать достаточно силы не только для внутреннего роста, но и любых достижений в обычных областях. Поэтому необходимо учиться, как держаться в стороне от определённых вещей и бороться против жизни ежедневно (в смысле заделывания щелей от попадания её вод). Именно поэтому иногда говорится, что эта работа против жизни - по крайней мере, это одно из подразумеваемых значений...

Большое количество всякой сентиментальной чуши сказано и написано о жизни. Но в работе вы не встретите ничего подобного... Хотя тут важны не слова, а правильное отношение. Работа много говорит о механичности жизни, о спящести человечества, о том что человек не способен делать, всё с ним случается. Но люди не могут этому поверить, и если происходят какие-то ужасные вещи, то сразу начинают фантазировать и обвинять в этом того или иного человека, называя обстоятельства исключительными и т.д...

Вы помните определение хорошего домохозяина в этой системе - исполняющий свои обязанности, ответственный человек, etc, но тот, кто не верит жизни. Здесь, как вы далее увидите, лежит черезвычайно трудная для понимания вещь, настолько трудная, что я ничего более сейчас не собираюсь говорить о ней, за исключением того, что в наступившие времена, очень важно не позволять тому, что случается в жизни, ослаблять ваши мысли, чувства и опыт самой работы - как это делают сейчас многие вокруг, кто, видя весь ужас войны, чувствуют убеждение, что в этом мире Бога нет и всё вокруг бессмысленно. Помните, работа говорит, что жизнь механична, а человек спит. Если вы принимаете внешнюю сцену - то есть, жизнь - в качестве своего критерия и стандарта, неужели вы не видите, как эта война может тянуть вас вниз, заставляя терять свою силу? Но если у вас сохранится рабочее отношение к жизни, то эта война, наоборот, способна повысить реальность вашей работы. Попытайтесь понять для себя смысл того, о чём я сейчас вкратце сказал, и старайтесь действовать соответственно - то есть, думая с точки зрения идей этой работы, таким образом, формируя правильное отношение к нашей жизни на Земле, где, как вам известно, мы находимся под властью столь многих законов - в месте, которое действительно является чуть ли не худшей частью всего творения.

Вам часто приходилось слышать, что в этой работе необходима трансформация впечатлений, и что это является сущностью первого сознательного точка. Я знаю, что многие из вас не имеют реального понимания, в практическом смысле, природы 1го сознательного толчка, но просто говорят, что он означает самовоспоминание. Но одно слово не объясняет его значения. Его действие на нас для трансформации повседневной жизни зависит от понимания всего, что вы уже учили о практической работе - о самонаблюдении и работе с негативными состояниями, идентификацией и т.п. Это именно то, что изолирует вас. Когда вы осознаёте, что вам не нужно принимать кого-то или что-то так, как вы их воспринимаете, значит вы трансформировали нечто и в то же время вы изолируете себя. Самовоспоминание, неидентификация, неучитывание - всё это помогает нам изолировать себя от влияний жизни. Тем же эффектом обладает любое сознательное действие в трудные моменты. Кроме того, если вы переживаете момент реального сознания, момент самовоспоминания, вы будете испытывать чувство, как будто что-то изолировало вас от жизни и ничто не в состоянии затронуть вас. То же самое будет, когда вы сможете находиться в состоянии самовоспоминания постоянно. Пока же нашей задачей является иммитация высших состояний сознания, с целью их привлечения в сферу нашего нормального существования.

"COMMENTARY III-Birdlip, June 12, 1941

nicoll, exercises, self-observation, articles

Previous post Next post
Up