Коренные жители Урала - как они живут сейчас?

Aug 09, 2014 09:11

Вчера побывала на уникальной выставке, вот материал. Тут только текст, по ссылке - с фотографиями.

Они еще не пользуются деньгами, но уже не разводят оленей: как живут уральские манси (ФОТО) 08.08.14 13:57

Екатеринбург, Август 08 (Новый Регион, Евгения Вирачева) - Численность свердловских манси неуклонно сокращается. Коренные жители Урала страдают от туберкулеза, упадка традиционных ремесел, бесцеремонных туристов и нехватки продовольствия. Их дети большую часть года проводят в 400 км от родителей в серовских школах-интернатах. И все-таки уральские манси пока еще сохраняют свой язык, культуру и традиционный уклад жизни.
Как рассказала «Новому Региону» представитель общественной организации по сохранению культуры манси Зоя Щербак, на сегодняшний день в Ивдельском районе проживает 111 представителей этого народа. Еще несколько человек - в Пелыме. Это немного по сравнению с соседним ХМАО, где число манси превышает 10 тысяч, да и это число, скорее всего, будет сокращаться.

Свердловские манси в своих поселениях сохраняют традиционный образ жизни, их источник питания - охота, рыболовство и собирательство. Деньгами в поселках не пользуются - магазинов там нет. В отличие от северных соседей, свердловские манси уже разучились разводить оленей. «Последний раз я видела манси на оленях в 1988 году. А на днях сообщили, что умер последний оленевод. Если возрождать это ремесло, значит, придется учиться у тех, у кого все еще пасутся большие стада - это или Ямало-Ненецкий, или Ненецкий автономный округ», - рассказала зампредседателя общества по выживанию и социально-экономическому развитию народа манси Зоя Щербак.

Среди маленького народа есть и свои знаменитости. Есть охотница Альбина Анямова, которая после смерти мужа в одиночку ходила на медведя. Кроме того, в Тресколье гордятся Аней Анямовой: после окончания университета ее приглашали в аспирантуру, но она предпочла жить с супругом, тоже манси, правда, югорским, вдали от городов. Их свадьба была первой за 17 лет: свердловские манси между собой свадеб не играют, так как все приходятся друг другу родственниками.
В национальных поселках по-прежнему нет никакой «социальной инфраструктуры» - школ, поликлиник. В 7 лет детей увозят в школу-интернат в Серов за 400 км от родителей. По мнению общественников, это однозначное зло: во-первых, дети манси с трудом адаптируются в абсолютно чужой среде, во-вторых, не успевают перенять национальную культуру. Уже не первый год обсуждается вопрос об открытии в районе малокомплектной школы, но пока этого нет. «Если откроют школу - Аня будет первым кандидатом в учителя», - отмечает Зоя Щербак.

Помимо проблем с образованием существуют серьезные трудности со здравоохранением. Раз в год с «большой земли» к манси приезжает медицинская комиссия, но этого недостаточно. Отметим, что техническая возможность вызвать медицинскую помощь у народа есть, но манси ей не пользуются - они боятся уезжать от своих. «Недавно от туберкулеза умерла девушка, ей еще 30 не было, ребенок остался, - рассказала уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова, - я ее уговаривала поехать со мной к врачу, но она не хотела. Согласилась поехать только тогда, когда ей стало совсем плохо, но спасти ее уже не успели». Та же болезнь унесла Савву - знатока традиций и обычаев, одного из немногих, кто умел играть на традиционном музыкальном инструменте санквылтапе. Вспышка туберкулеза среди свердловских манси, по мнению специалистов, спровоцирована плохим питанием и ослаблением иммунитета, но первично инфекция была принесена извне. Избавиться от болезни сложно: при образе жизни манси нет возможности изолировать больных.

Еще одна беда - развитие экстремального туризма, которое в последние годы сильно ударило по манси. Морошковые поля перепаханы квадроциклами, речки превратились в «туристские тропы», после чего в них исчезла рыба. Ни к чему хорошему не приводит, как правило, и личный контакт: нередки случаи, когда гости выменивают у хозяев медвежьи шкуры на ящик водки. К алкоголю организм манси, как и американских индейцев, не приспособлен.

Все эти проблемы не раз обсуждались на созданной два года назад рабочей группе при свердловском правительстве, которую возглавляет вице-премьер Владимир Власов. Правда, сам он еще ни разу своих «подопечных» лично не посетил - планирует сделать это в сентябре. Пока единственный госслужащий, которого манси считают своим, это Татьяна Мерзлякова. Один из немногих друзей - фотохудожник Виктор Тинигин. «Я с ними уже лет 40 общаюсь, - рассказал НР художник. - Мой друг был внуком последнего белого шамана». Шаманов у манси тоже больше нет. Но они все еще ежегодно отмечают ритуальный «медвежий праздник». Эта традиция пока еще сохраняется.

На фото - работы Виктора Тинигина. Выставка фотохудожника, посвященная народу манси, работает на 2 этаже 4 очереди ТРЦ «Гринвич» (Еккатеринбург, ул. 8 Марта, 46) до 25 августа.
NewDayNews.Ru: http://newdaynews.ru/ekb/507815.html
Previous post Next post
Up