Спасибо огромное. Геертген - чудесный. И, кстати, вот ещё несколько любопытнытх находок на тему Марии и её птицы. Во-первых, вот еще одна печать (Антверпен):
Во-вторых, вот иллюстрация из Хроники Фландрии (около 1480). Здесь любопытно не только наличие птицы, но и одеяние лошади. На парадность портрета указывает множество гербов, которыми окружена Мария.
Для сравнения, в сцене её помолвки с Максимилианом из той же рукописи - не сокол, но цветок:
Спасибо!!! Печать - это та самая Брабантская, я о ней говорила, но выкладывать не стала. А миниатюры чудесные! Первую знала, а вот до второй не докопалась - спасибо! А Геертген наш :-) Правда, он с вопросом Геертген. Вот еще что интересно - когда появилась эта иконография св. Бавона с соколом? Вам ничего не попадалось из раннего?...
Самый ранний из известных мне примеров св. Бавона с соколом, это, к сожалению уже тритих Сфорца ателье ван дер Вейдена, т.е. около 1460. Святой Баво, если это он, изображен на левой панели. К сожалению, уверенности в том, что это именно он, нет. Триптих Сфорца. Влияние на Геертгена с точки зрения времени возможно. Следующий известный мне пример, это уже Ян Мостарт, писавший в свою очередь под влиянием Геертгена.
О, спасибо! Этого Бавона я не знала. Это конечно же он, потому что еще и кошелек, помимо сокола. А из живописцев есть еще Босх. Но это, кажется, и все. Видимо, надо шерстить рукописи... С бавоном, вообще, довольно интересная штука - у него есть примерно пять разных иконографий. Я, собственно, поэтому и пытаюсь узнать, когда появилась та, что с соколом, и как она связана с властными структурами - в одну сторону или в другую :-)
Не кто, а как :-) Сколько я помню, он качества у него действительно всего два, а вот изображается он в каждом из них несколькими способами. Один граф - с мечом и соколом, другой - с кошельком; один отшельник - с дуплистым деревом, другой - с чем-то еще, а третий - с чем-то еще, но совсем другим :-) Я забыла, надо будет завтра дойти до библиотеки и сверить часы.
Внешний вид: рыцарь в мантии и с беретом (Брауншвейг, Herzog-Anton-Ulrich-Museum, конец XV века); рыцарь в доспехах и мантии (Прага, Narodni Galerie, Геeртген, конец XV века), дендрит (монах-отшельник, живущий в дупле) в высоком дереве (J.-F. Bourgoing de Villeforte Vies de Père des Deserts, Amsterdam, 1714). Атрибуты: сокол (скульптура в Ауденаарде, XVII век), меч (упомянутый уже Геертген в Праге), кошель (триптих Сфорца).
А в чём было дело с соколом? Кошель - потому, что раздал имущество?
До библиотеки еще не дошла, поэтому пока по памяти. Дырявой. Кошель - да, разумеется, раздача имущества; с соколом же все туманно: Рео пишет, что меч и сокол - атрибуты благородного происхождения Бавона, но он единственный, кто вообще хоть как-то это объясняет. Связь сокола Марии с соколом Бавона вроде бы как прослеживается: во всяком случае, представляется весьма недурным политическим ходом напомнить зарвавшимся горожанам Гента, кто в доме хозяин, посредством аллюзии на главного городского патрона. Это такой недвусмысленный намек на... эээээ... как бы это покультурней сказать?... ну, в общем, на то, что сверху крышуют :-) В связи с этим и проблема - во-первых, когда искомый святой стал главным патроном Гента, а во-вторых, когда и почему у него появился этот сокол - если триптих Сфорца таки действительно 1460 года, то явно до Марии с ее репрезентативными выкрутасами, но был ли он при этом как-то все же связан с бургундской герцогской семьей?... Проблема, да.
Что удалось узнать. Центральная городская ц. свв. Иоаннов была перепосвящена св. Бавону только в 1539 в связи с бунтом против Карла V и роспусков посвященного святому Бавону аббатства. [1]. Так что перепосвящение церкви - мимо... Время канонизации пока тоже не нахожу.
Спасибо! Ну, раз было аббатство, значит, канонизирован был давно. Сколько я помню, патроном Гента он числился еще задолго до перепосвящения собора, благо дуплился там где-то поблизости. Что пишет Никулин в эрмитажном каталоге: изображение этого святого нередко встречается в нидерландском искусстве XV-XVI вв., а также у Рубенса и художников его школы. Насчет "нередко" - это я не знаю, мы ведь, кажется, насчитали не так много примеров...
А, цветок, да - гвроздика, символ супружеской любви. Обручаться с соколом на запястье все же было бы как-то странновато :-) И Максимилиан стоит справа, хотя хроника фламандская. Все как подобает - гендерные проблемы по-прежнему рулят :-)))
Я кстати не уверен, что позиции были столь жёстко закреплены - на триптихах же как правило мужчина слева от зрителя (т.е. справа от, к примеру, Мадонны).
Вот именно :-) Геральдически справа - то есть слева от зрителя - это почетное место. Женщины занимают его в исключительных случаях, и всегда надо искать причину этого.
Во-вторых, вот иллюстрация из Хроники Фландрии (около 1480). Здесь любопытно не только наличие птицы, но и одеяние лошади. На парадность портрета указывает множество гербов, которыми окружена Мария.
Для сравнения, в сцене её помолвки с Максимилианом из той же рукописи - не сокол, но цветок:
Источник всё тот же - бельгийская фототека.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Внешний вид: рыцарь в мантии и с беретом (Брауншвейг, Herzog-Anton-Ulrich-Museum, конец XV века); рыцарь в доспехах и мантии (Прага, Narodni Galerie, Геeртген, конец XV века), дендрит (монах-отшельник, живущий в дупле) в высоком дереве (J.-F. Bourgoing de Villeforte Vies de Père des Deserts, Amsterdam, 1714). Атрибуты: сокол (скульптура в Ауденаарде, XVII век), меч (упомянутый уже Геертген в Праге), кошель (триптих Сфорца).
А в чём было дело с соколом? Кошель - потому, что раздал имущество?
Reply
Reply
Reply
Что пишет Никулин в эрмитажном каталоге: изображение этого святого нередко встречается в нидерландском искусстве XV-XVI вв., а также у Рубенса и художников его школы. Насчет "нередко" - это я не знаю, мы ведь, кажется, насчитали не так много примеров...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment