Наказаны

Jul 05, 2019 12:31

           Под занавес 81 театрального сезона рязанский ТЮЗ выпустил шекспировскую трагедию "Ромео и Джульетту". На постановку был приглашен Вахтанг Николава, штатный режиссер Тбилисского русского драматического театра имени Грибоедова. Знакомство  рязанского коллектива с постановщиком из Грузии произошло два года назад, в рамках лаборатории по современной детской драматургии. Тогда Николава делал эскиз по пьесе П.Бородиной "Рыба и шоколад", в которой, по мнению критиков, прочитываются параллели с "Ромео и Джульеттой". И театр решил пригласить режиссера поставить не аналог, а оригинал.
         Несмотря на современные, с небольшими намеками на средневековье, костюмы героев и гироскутер, на котором выезжает Меркуцио, спектакль решен Вахтангом Николавой в общем традиционно. Прежде всего, это касается главных героев. Ромео и Джульетта здесь - некие любовники вообще. Красивые, юные, нежные, они лишены характеров и индивидуальностей. Их любовь - типична для тинэйджеров, не признающих условностей взрослого мира и склонных к максимализму. Любовь или смерть - другого выбора для них нет. Роли Ромео и Джульетты доверены самым молодым актерам в труппе - Николай Шишкин и Светлана Медведева, всего лишь год назад пришли в театр по окончании вузов. И то, что голос Медведевой звучит еще по-детски, придает ее 14-летней героине правдоподобие. Актеры очень стараются, и это заметно. Но отсутствие актерского лоска здесь тоже приходится кстати, неопытные актеры выглядят как неопытные подростки, вступающие во взрослую жизнь.
          Вахтанг Николава усиленно делает внезапный роман Ромео и Джульетты визуально  красивым. Вот они целуются на балу, эффектно катаются по полу в луче света. Красиво обнимаются на балконе. Ромео (Шишикин) выделывает настоящие акробатические номера, от которых у зрителей перехватывает дух, - перевешивается через балконные перила, виснет на ограде на одних руках. Но главное - мальчик и девочка красиво умирают, возлегая на покатом ложе-постаменте. Эта сюжетная линия в спектакле сделана, как романтическая сказка с прекрасными принцем и принцессой.
          И конечно, бал, где они встречаются, тоже должен быть прекрасен. Званный прием  в доме Капулетти превращен в отдельный дивертисмент, в торжество юной женской красоты. Режиссер показывает как, Джульетта и ее подружки готовятся к светскому рауту. В длинных вечерних платьях, с распущенными волосами, в венках, все они почти не отличимы друг отдруга, все они прелестны, как прелестна юность вообще. А на балу хор юных дев исполняет балладу о любви под живую музыку - аккомпанемент виолончелистки. Здесь становится понятно, зачем в углу на авансцене стоит виолончель. Но это не просто красивый инструмент, по словам Вахтанга Николавы, это символ женской красоты. Пение сменяет романтичный танец - пары в темных одеждах танцуют с белыми шарфами. А затем юноши и девушки играют в прятки с колокольчиками.
           Но по соседству со всей этой девичьей романтикой существует пацанская вражда и жестокость. Лирическая линия звучит контрапунктом к линии вражды кланов Монтекки и Капулетти. И здесь уже больше красок, эмоций, и больше правды жизни. На балу у Капулетти, скрываясь за масками, Бенволио и Меркуцио, пока их друг Ромео увлечен танцами, издеваются над племянником главы семейства Тибальдом. Смеясь, они выливают вино ему на голову и уходят безнаказанными. Понятно, что отмщение не заставит себя долго ждать.
          Тибальда, фашиствующего молодчика, играет Дмитрий Мазепа, а его будущую жертву Меркуцио, франта в красном пальто, дефилирующего в одной из сцен на гироскутере, Константин Ретинский. Роли сделаны сильно. Причем Дмитрий Мазепа создает образ всего лишь несколькими мазками, но их достаточно для убедительности.
           Действие происходит на пустой сцене, оголенной вплоть до задней кирпичной стены (художник Татьяна Виданова). По бокам к ней примыкают стены, составленные из темных панелей с рядом дверей. Одна из панелей функциональна, выдвигаясь, превращается в балкон. Пустое пространство похоже на огромный мрачный зал замка и на площадь Вероны.
            Бессмысленная и беспощадная агрессия выплескивается в уличных потасовках подростков, оглашенных криками и женским визгом. Стычки похожи на дворовые драки нынешних тинэйджеров, где вход идут финки и пистолеты. Одна из таких потасовок, в которой Тибальд палит в кого-то из пистолета, и жертва падает замертво, и становится прологом спектакля.
           Вахтанг Николава значительно сократил пьесу, приспосабливая его для школьной аудитории. Так, у кормилицы, ее играет Марина Заланская, практически отсутствует текст. И актрисе приходится изображать комическую нелепую героиню одной лишь пластикой и мимикой. И, тем не менее, Заланской удается сделать роль смешной и запоминающейся.
         Выразителен Роман Данилин в роли старшего Капулетти. За его сдержанностью чувствуется сила, темперамент, властность. Но сдержанность прорывается всплеском глубокого страдания, когда отец видит мертвую дочь.
          «Ромео и Джульетта» рязанского тюза - это школьный спектакль, адресованный старшеклассникам. Простой по мысли, понятный по сюжету. Вахтанг Николава и не скрывает, что такую задачу перед ним поставил театр. В финале возле мертвых тел Ромео и Джульетты представители старшего поколения повторяют один за другим: "Наказан". Гибель детей - расплата за жестокость и ненависть отцов.
Previous post
Up