Ах, да пускай свет осуждает!

Oct 28, 2017 18:23


          На афише областного театра драмы появилось новое название «Касатка». То, что пьеса написана советским классиком Алексеем Толстым, еще не означает, что она принадлежит к числу великих или, хотя бы, качественных. Вещь эта появляется на российских подмостках редко, поскольку откровенно слабая. Почему режиссер Урсула Макарова решила остановить на ней свой выбор? Полагаю, из желания быть оригинальной. Но попытка сделать нечто оригинальное на третьесортном материале почти не имеет шансов.
           Толстой сочинил ходульный сюжет, в котором уже в первом действии ясно, что будет в четвертом. Автор назвал пьесу комедией, но по легковесности она больше похожа на водевиль. Парочка прожигателей жизни  - князь Анатолий Бельский, проигравшийся в пух и прах, вместе со своей любовницей, бывшей певичкой Марией Косаревой - Касаткой -  едут на хлеба в деревню к тетке. Вслед за ними отправляется их друг - приживал, выпивоха и бездельник Абрам Желтухин. В это время в дерене  воспитанники тетушки - управляющий имением Илья Быков и девица Раиса готовятся к свадьбе. Но вторжение нежданных гостей ломает планы, пары  меняются партнерами из-за внезапно вспыхнувшей любви, и в день свадьбы любовники  с новыми возлюбленными сбегают из дома.
           Эту незатейливую водевильную историю Урсула Макарова решает утяжелить и сделать из нее  мелодраму, где «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Пострадавшей стороной данной переделки оказываются актеры, им приходится оправдывать насквозь искусственные ситуации.
           Еще одно существенное изменение, внесенное Урсулой Макаровой: она превращает тетушку в дядюшку - и вместо  Варвары Ивановны Долговой в спектакле появляется Федор Иванович Долгов. Сделано это, вероятно, чтобы вывести на сцену колоритного Юрия Борисова. Гендерная перемена в данном случае на содержание роли не влияет.
          Актеры работают в спектакле добросовестно и старательно, если уместно это так назвать. Резкая, порывистая, темпераментная Касатка Анны Дёмочкиной - сильная и  роковая женщина, способная на отчаянные поступки. Но «королевство», то есть пространство сюжета для героини Дёмочкиной явно маловато, развернуться негде. Роман Горбачев в роли Ильи, как всегда, лиричен и по-мужски обаятелен.  Его герой - волевой человек, охваченный грешной страстью. У Юрия Борисова на этот раз задача не смешить, а трогать, он создает драматический образ доброго и мудрого дядюшки, у которого сердце болит за детей. Мария Конониренко в роли Раисы играет юную, наивную, чувствительную, деревенскую барышню. Только такая и могла полюбить князя Бельского, каким его  подаёт Олег Пичурин. В его трактовке это абсолютно комическая фигура, павлин, пустослов, мягкотелый сибарит. Отстраненно ироничная игра Олега Пичурина выбивается из мелодраматического регистра. И на грани между водевилем и мелодрамой существует Валерий Рыжков в роли Абрама Желтухина. Пожалуй, он наиболее точно попадает в тон комической мелодрамы - приживал, лишенный своего угла, получается у него грустным клоуном.
           И опять делюсь догадками. Не знаю для чего, вероятно, чтобы придать больший вес спектаклю и роли Урсула Макарова вкладывает в уста дядюшки-Борисова стихотворение Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!". Заканчивается оно словами: «День пережит - и слава богу!". Читает его дядюшка в финале, после того, как своевольная молодежь сбежала из дома из-под его чуткого руководства. Но философские строки Тютчева не делают чушь и пустяковину Алексея Толстого более значительной и глубокой.
          Гораздо больше легковесному сюжету соответствует бутафорский, в треть сцены фанерный пароход с огромным колесом и названием «Касатка» - он выезжает из-за кулис и причаливает к пристани, когда герои уже уплыли. И тут вспоминается куплетик из «Волги-Волги»: «Америка России подарила пароход, сноса пар, колеса сзади, но ужасно тихий ход».
          Вот и у спектакля мощное оснащение: богатые декорации, реквизит и костюмы.  Сначала, благодаря сценографу Кириллу Данилову, мы попадаем в гостиничные апартаменты в стиле модерн, затем в типично русскую усадьбу  и, наконец, на пристань под звездным ночным небом. Актеры щеголяют в стильных в духе эпохи костюмах, созданных Яниной Кремер, где главное дефиле модных туалетов и шляп достается, кончно же, Касатке. Но этот ярко обставленный корабль-спектакль никуда не плывет, он топчется на месте. Актеры просто отыгрывают одну сцену за другой, между которыми зияют провалы и паузы. Никакой внутренней динами между сценами нет. Напряжение иногда появляется, когда Илья Быков - Горбачев и Касатка - Дёмочкина выясняют отношения, и тут же пропадает с их уходом. Вставным номером в спектакле выглядит сцена с участием родственников, приехавших на свадьбу: Анны Аполлосовны, ее играет Татьяна Петрова,  и ее дочери Веры - Александры Шитиковой.
           Хотела ли Урсула Макрова всерьез, как подобает в мелодраме, растрогать публику, ставя пустяковую комедию,  догадок строить не буду. В данном случае это не важно - публика и так довольна. Коммерческая задача решена. Что касается художественной, то до нее есть дело единицам. Для тех, кому дело есть, скажу, что после показа, я испытывала, перефразируя Тютчева,  лишь одно чувство - спектакль «пережит - и слава богу!"

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up