May 17, 2017 12:13
Ученик 9 "А" класса Сорокин Никита стал победителем Всероссийского литературного конкурса "Время знаний", посвященного Дню Победы. Публикуем его работу.
«У войны не женское лицо»
(по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Огромное количество произведений русской литературы экранизировано. Я посмотрел две киноверсии повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которую прочел прошлым летом. Она заинтересовала меня своим сюжетом, и я решил узнать подробнее историю ее создания.
Сам Борис Львович Васильев с началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. Впоследствии вся жизнь писателя оказалась связана с военным делом. По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». Васильев рассказывал: «Я подумал, что, пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а девчонки. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было всего 300 тысяч. А тогда никто о них не писал». Участником Великой Отечественной войны был и режиссер первого фильма, Станислав Ростоцкий. «Эту картину я снимал как личный фильм, - вспоминал режиссер, - потому что меня вытащила из боя женщина. На своих руках. Я очень ей благодарен, она прошла всю войну, вышла замуж, но посмотреть мой фильм не смогла. К тому времени она ослепла. Я привез ее на студию и рассказал всё, что происходило на экране. Этот фильм - благодарность ей и всем женщинам, которые пошли на войну».
Действие повести и фильмов происходит в годы Великой Отечественной войны, в мае 1942-го. Необходимо удержать любой ценой стратегически важный объект - 171-й железнодорожный разъезд, которым командует старшина Васков. После очередного рапорта ему присылают «непьющих» бойцов - опытных, смелых, мужественных… девчат-зенитчиц. Их было пятеро. Общительная и озорная Женя, молодая мать Рита, интеллигентная воспитанница детского дома Галя, студентка Московского университета Соня и дочка лесника Лиза. Несмотря на разные судьбы, их вместе свела война. Эти хрупкие девушки вступили в смертельный бой с врагом и ценой собственной жизни не дали фашистам продвинуться дальше. У каждой из них были свои мечты, но на их долю выпала жестокая война. И они до конца исполнили свой долг перед Родиной.
Прочитав повесть и посмотрев фильмы, я сделал вывод, что женщинам нет места на войне. Женщина - хранительница домашнего очага, мать, любящая и воспитывающая своих детей. Она не должна воевать, а тем более, убивать. И здесь вспоминаются слова старшины Васкова о погибшей Соне Гурвич: «… А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…». Борис Васильев в своей повести впервые затронул тему женщины на войне, которая оказалась близка очень многим людям.
Сюжет повести до сих пор продолжает волновать режиссеров разных поколений, и при этом каждый вносит в новую экранизацию что-то своё. В 2015 году на экраны вышла картина, снятая Ринатом Давлетьяровым. Но я отдаю предпочтение старому фильму, ведь в нём полнее переданы чувства и эмоции героев. Не зря он был номинирован на премию «Оскар» в 1973 году. Экранизация литературных произведений о Великой Отечественной войне - непростая задача, особенно для молодых режиссеров, не испытавших на себе жестокостей и тяжестей военной жизни. Старые фильмы о войне берут за душу именно потому, что сняты непосредственными участниками военных действий, а значит, в них больше правды.
советская литература,
конкурс,
книги о Великой Отечественной войне,
память,
кино