...Бог - есть. Имя ему - Жизнь.
В этого богa я верую. Это - суровый,
могучий Бог, Он предлaгaет добро
и зло вместе - это, собственно,
и есть рaй. Чего мы решили, что добро
должно победить зло? Зaчем?
Шукшин В. М. Верую!
Два вечера - в пятницу и субботу - ходила на городские мероприятия из краевой программы Шукшинских дней на Алтае. Наверное, мой голос снова будет выбиваться из общего хора “Все классно и прекрасно!” - но это меня не заботит вовсе.
Меня уже давно напрягает и тяготит что-то в организации таких мероприятий, но никак не могла сформулировать, что именно. Теперь знаю точно, что именно.
Многие участники говорят о глубине и простоте шукшинских произведений, которые слиты у него воедино - неспроста ведь ученые-филологи диссертации пишут порой на одном рассказе Василия Макаровича! Да, прочитать рассказ Шукшина можно за пять минут, но за “зарисовкой с натуры” (каким и представляются многие рассказы Шукшина) спрятаны вселенские смыслы, понять которые порой можно через десятилетия после первого прочтения - во всей их простоте и необъятности. Собственно, и сами эти рассказы - образец того, что о сложных философских вопросах можно сказать по-житейски просто и коротко.
Увы, сказать просто и коротко получается у многих, глубоко и емко - у единиц. И вот этой глубины и емкости на Шукшиниане мне и не хватает. Вчера в рамках художественно-публицистической программы, в которой принимали участие участники городского литературного объединения “Скиф” и литераторы, приехавшие из Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, можно было послушать стихи с очень глубокими смыслами, но окаймление в “два прихлопа - три притопа” показалось излишним. Не потому ли на песенной паузе перед фильмом “Калина красная” многие попросту ушли - фильм можно и в инете посмотреть, гораздо в лучшем качестве, чем на уличном экране, когда еще недостаточно стемнело.
Римма Маркова, народная артистка России.
А еще напрягает регулярно повторяемый оборот “Вот если бы Шукшин был сейчас жив, он был бы...” Напрягает, потому что история не знает сослагательного наклонения. Напрягает потому, что, как правильно сегодня на XV Шукшинском фестивале заметила народная артистка России Римма Маркова, при жизни никто не сказал о Шукшине, что он гений, Россия любит мертвых. Собственно, на все эти “если бы” Шукшин и сам ответил в рассказе “Верую!”: “Вот жaлеют: Есенин мaло прожил. Ровно - с песню. Будь онa, этa песня, длинней, онa не былa бы тaкой щемящей. Длинных песен не бывaет”. Да и сам Шукшин прожил ровно с песню - щемящую, оставив после себя такое наследие, изучить и точно оценить еще только предстоит - и не одному поколению историков литературы и киноискусства.
Борис Токарев, заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ.
Заслуженный артист России Борис Токарев, говоря о творчестве Шукшина, заметил: “Подлинность литературы и искусства оценивается народным признанием, это и есть то, что мы называем русской классикой”. Трудно не согласиться, ведь как всякий классик написал нечто для каждого читателя, так и Шукшин - у каждого свой. Для Ларисы Ягунковой, журналистки из Москвы, важна тема не снятого фильма “Я пришел дать вам волю”, для актера Владимира Свирского (фильм с его участием “В тумане” участвует в конкурсной программе Шукшинского кинофестиваля, итоги фестиваля будут оглашены в воскресенье в Сростках) важной вехой в творчестве стали рассказы Шукшина “Степка” и “Письмо”.
Актер Владимир Свирский.
Вообще сложно не обратиться вновь и вновь к литературным произведениям Шукшина, когда душа болит. И всякий раз обнаруживаешь в этих рассказах что-то новое, раньше упущенное, и ищешь снова вместе с автором смысл жизни, который в самой жизни.
Снимки с сайтов fs203.jpe.ru, spravedlivo-online.ru, www.kino-teatr.ru, ruskino.ru