Ассоциация Молдовы с ЕС - это путь к колониальной, сервисной экономике

Apr 12, 2014 20:47

Наглядная статья с цифрами о губительных перспективах молдавской экономики в составе ЕС.



Массивное продвижение беспошлинного импорта и ликвидация банков

А между тем в числе правил, которые вводятся немедленно после вступления  соглашения в силу, в режиме временного применения, например, такое: «С момента вступления в силу Соглашения Стороны отменят все таможенные пошлины, происходящие с территории другой стороны».

При этом для ряда товаров не требуется специального разрешения на импорт в Молдову из ЕС. Однако молдавские товары не смогут проникнуть на рынок ЕС без прохождения многомесячной  процедуры признания импортирующей стороной т.н. эквивалентности их свойств, что займет до двух лет. Молдова же не сможет требовать прохождения импортируемыми  товарами из ЕС процедур соответствия и эквивалентности национальным требованиям. «Немедленно после подписания соглашения, вероятнее всего, произойдёт массированное и беспрепятственное проникновение на рынок Молдовы в беспошлинном режиме товаров из ЕС, в т.ч. и прежде всего товары типа «second hand», - полагает Чешуев.

Никто не обещает повысить зарплаты и пенсии

В тексте соглашения не упоминаются основные проблемы Молдовы: высокие  ставки по банковским кредитам, низкие зарплаты, серые схемы оплаты. Ничего не говорится о повышении конкурентоспособности агросектора, о приближении размеров его  субвенционирования к    среднеевропейскому уровню, активизации инвестиций.

Не упоминается о стабилизации покупательной способности граждан с помощью индексации доходов и сдерживания инфляции, что широко практикуется в Европе. Ни слова - об острой необходимости улучшения пенсионного обеспечения в соответствии с евростандартами. В целом социальная проблематика ограничивается декларативным заявлением о том, что стороны будут способствовать улучшению качества жизни.

Соглашение однозначно требует установления цены на газ для небытовых потребителей Молдовы только в зависимости от спроса и предложения. Но у нас по технологическим причинам невозможен переход на биржевые цены и традиционно действуют договорные закупочные цены.

Свободная и всеобъемлющая торговля - только для европейцев

Правительство Молдовы прогнозирует рост после вступления в силу соглашения экспорта в ЕС на 15 процентов, импорта на 6 процентов, но все это Чешуев считает фантастикой. Подавляющее большинство статей соглашения содержит многочисленные оговорки и уточнения, выхолащивающие взаимовыгодность и равноправие партнёрства.

На первый взгляд, взаимовыгодно то, что «по состоянию на 1 января следующего за вступлением в силу настоящего соглашения (в том числе при временном применении) стороны запрещают административные сборы, равные ввозным и вывозным пошлинам». Но одновременно конкретно оговариваются только девять наименований товаров, четыре из которых - разные типы виноградного сока из Молдовы, которые  могут экспортироваться в ЕС без всяких платежей в пределах следующих квот:

- сок виноградный - 500 тонн,  томаты -1000 тонн при годовом производстве в Молдове в десятки тысяч тонн,

- виноград столовый - 5000 тонн при годовом экспорте только в Россию с нулевой таможенной пошлиной 21 тысячу тонн,

- яблоки - 20 тысяч тонн при  экспорте в Россию в преференциальном режиме 140 тысяч тонн,

- слива - 5 тысяч при экспорте в Россию 14 тысяч тонн и десятках тысяч тонн, экспортируемых в другие страны СНГ.

Но даже эти мизерные квоты на символическое число наименований товаров, наделяемых правом беспошлинного экспорта в ЕС, выбираются на 70 процентов! После этого придется информировать Комиссию ЕС, выбрав на 80 процентов -  представить письменное объяснение, при поставке товара на 100 процентов Комиссия ЕС вправе начать расследование и может отменить импорт на полгода.

Ежегодная квота поставок в ЕС для Молдовы:

- мясо свиное свежее и замороженное - 4,5 тысячи тонн,

- мясо всех типов домашних птиц - 600 тонн,

- молочные продукты, в т.ч. масло сливочное, -1,7 тонны,

- яйца - 142 миллиона штук,

- пшеница (за исключением дорогостоящих твёрдых сортов) - 75 тысяч тонн,

- ячмень - 7 тысяч тонн,

- кукуруза - 130 тысяч тонн,

- сахар - 37,4 тысячи тонн,

- сигареты - 1 миллиард штук,

- 13 типов переработанного сахара (кондитерских изделий) - 4,2 тысячи тонн.

Среднегодовое производство этих продуктов в последние годы составляло:

- мяса свиного - 60 тысяч тонн: в 5,5 раз больше установленной соглашением квоты;

- мяса птицы - 35 тысяч тонн: в 58 раз больше квоты,

- молока - более 13 тысяч тонн: в 7,6 раза больше,

- яиц - 630 миллиона штук: в 4,4 раза больше,

- фуражной пшеницы - 400 тысяч тонн: в 5,3 раза больше,

- ячменя 230 тысяч тонн: в 32 раза больше и т.д.

Какой будет судьба произведённой сверх квот продукции в случае лишения преференций на рынках СНГ?

Отсутствуют квоты на такие дорогостоящие экспортные продукты, как семена подсолнечника, растительное масло, плодоовощные консервы, соки, мёд, орехи, крепкие алкогольные напитки, одежда, обувь, мебель, металлоконструкции, по которым у Молдовы неизменно положительное внешнеторговое сальдо, что подтверждает их  высокую конкурентоспособность и позитивную экспортную перспективу.

Конец молдавского виноделия

В соглашении оговариваются обязательства сторон по защите географических обозначений товаров. В ЕС товар не может попасть в торговую сеть, если страна-импортёр не обязалась защищать его географическое обозначение. Молдову обязуют защищать на своей территории бесплатно, кроме  многих сотен наименований других товаров, 1518 географических обозначений вин, производимых в странах ЕС. В том числе 418 - Франции, 431 - Италии, 58 -  Болгарии, 90 - Португалии, 69 - Румынии, 57 - Испании, 5 - Люксембурга, 40 -  Германии, 50 - Венгрии, 157 - Испании и т.д.. Евросоюз же обязуется соглашением защищать лишь два географических обозначения  молдавских вин: «Романешты» и «Чумай».

Кроме того, Молдову обязуют защищать на своей территории 11 обозначений крепких напитков из стран ЕС и четыре обозначения ароматических вин, но ни одно обозначение аналогичных напитков из Молдовы не подлежит защите в ЕС, даже «Букет Молдавии» и молдавские дивины.

Более 70 наименований вин из ЕС  после подписания соглашения будут импортированы в Молдову с  входной платой в размере 0,5 евро за 1 литр в пересчёте  на 1 литр спирта. То есть при стандартной крепости сухого вина 8,5 градусов размер этой платы за 1 литр  составит 4,4 евроцента - около 80 бань. Для вин из Молдовы подобных символических входных платежей в случае экспорта в страны ЕС не предусматривается. Нет и перечня молдавских вин, достойных попасть в торговую сеть ЕС.

Объём экспорта в ЕС будет незначительным, а внутренний рынок и рынки СНГ мы потеряем

В целом вводимый соглашением многоступенчатый, предельно бюрократизированный порядок допуска новых товаров на рынки ЕС Чешуев оценивает как систему немотивированных запретов, ничего общего не имеющую с равноправным партнёрством и принципами свободной торговли.

Нет никаких надежд на всеобъемлющую и свободную торговлю между Молдовой и странами Евросоюза. В действительности будет иметь место полномасштабная беспошлинная или с мизерной входной платой свободная торговля импортными товарами из Евросоюза на территории Молдовы, в том числе генетически модифицированными, и типа «second hand». Объём экспорта товаров в ЕС будет незначительным. Молдавские товары не смогут даже пробными партиями появится на рынках ЕС и безвозвратно будут вытеснены в течение двух-трех лет со своих традиционных рынков и с внутреннего рынка.

Соглашение запустит процесс окончательной деградации экспортного и производственного потенциала страны. Важнейший национальный  ресурс - внутренний рынок Молдовы - будет функционировать в иностранных интересах.

Финансовые потери

О неизбежных потерях государственного бюджета, экономических агентов и населения в результате вхождения Молдовы в зону свободной торговли Евросоюза.

Аннулирование таможенной пошлины на импорт в Молдову приведет к снижению доходов бюджета по этой статье в первый же год после подписания минимум на 90 миллионов долларов (1,2 миллиарда лей) - 5 процентов доходной части. Аннулирование таможенных пошлин на товары из ЕС касается и товаров типа «second hand», что создаст острейшую конкуренцию, прежде всего, товарам отечественной лёгкой промышленности.

Огромными будут потери от сокращения экспорта в СНГ. Сейчас экспорт с нулевой таможенной пошлиной составляет около 920 миллионов долларов в год - 16 процентов ВВП. Перевод молдавского экспорта на общие условия с действующей средневзвешенной таможенной пошлиной в 9,6 процента и удорожание молдавских товаров неизбежно сократит их поставки минимум на 60 процентов. Валютная выручка молдавских экспортёров на рынках СНГ сократится  не менее чем на 550 миллионов долларов, или на 7,2 миллиарда лей. Ухудшится в такой же пропорции внешнеторговое сальдо с этими странами. ВВП неизбежно сократится.

Уменьшение объёмов экспортной выручки снизит оплату труда на предприятиях-экспортёрах, доля которых в экономике превышает 65 процентов. Уменьшится число занятых в этой сфере, сократятся поступления в местные бюджеты  от налогообложения физических лиц и перечисления в социальные фонды.

Возвращение домой 200 тысяч гастарбайтеров из России в несколько раз увеличит расходы на выплату пособий по безработице. Понадобится около 2 миллиардов долларов на создание рабочих мест при расчётной стоимости организации одного нового рабочего места в 10 тысяч долларов.

Соглашение предписывает полное открытие рынка труда Молдовы для специалистов из стран ЕС -  но указывает на целый ряд ограничений для молдавских граждан в странах ЕС. Дипломы молдавских вузов не признаются в Европе.

Таким образом, в случае подписания соглашения существенно уменьшатся доходы госбюджета, экономических агентов и населения, возрастут расходы, возникнет постоянная потребность в погашении дефицита госбюджета за счёт внешних заимствований. Финансовый сектор вплотную приблизится к состоянию коллапса.

Такие вопросы решаются путем референдума

Вопрос о подписании или неподписании соглашения не является выбором между Востоком и Западом, между Евросоюзом и Таможенным союзом. Это вопрос о том быть или не быть Республике Молдова суверенным самостоятельным государством. Обострится социально-политическая ситуация в стране, особенно в Приднестровье и Гагаузии. Экономическое развитие Молдовы будет невозможным. Наша экономика станет сервисной, колониальной, мы больше не будем крупным производителем продовольствия и других товаров.

Так называемый «европейский путь» развития, брюссельские эталоны демократии, сформулированные в соглашении, в действительности являются программой деградации всех сфер, доминирования изощрённых бюрократических методов управления, насаждения протекционизма и  неравенства шансов.

Вводимые соглашением внешние органы управления лишат товаропроизводителей самостоятельности и свободы выбора, во многих случаях приведут к существенным имущественным и финансовым потерям, профанации принципов экономической демократии.

Наиболее конструктивный выход - отказ от подписания соглашения как минимум на пять-шесть лет, до приближения на деле к европейским социально-экономическим стандартам, причём в той мере, в какой они не противоречат стандартам и правилам СНГ.

И главное - необходим референдум о стратегическом курсе Молдовы с участием всего населения, включая Приднестровье.

Подготовила Елена ГЕРГЕЛАШ

вся статья http://www.vedomosti.md/news/associaciya-s-es-eto-put-k-kolonialnoj-servisnoj-ekonomike

житие мое

Previous post Next post
Up