Изменить решение: такова цель психотерапии с жертвами пережитого в детстве насилия.

Aug 08, 2011 01:17

Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками-преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют, по утверждениям специалистов, лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

Их количество трудно учесть, обычно они остаются скрытыми от посторонних: дети боятся и не умеют рассказать о том, что с ними произошло. Да и кому довериться, если те, кто природой предназначен для того, чтобы защищать и опекать ребенка, причиняют ему боль, страдания и унижения?

Психологи выделяют три основные формы насилия над детьми, совершаемого в семьях: это физическое, сексуальное и психологическое насилие. Иногда в одной и той же семье встречаются разные формы насилия: например, сыновья могут подвергаться физическому насилию со стороны отца, а дочери - сексуальным посягательствам. Чаще всего насильником является один из родителей, а другой либо не имеет мужества защитить ребенка, либо попустительствует жестокости, либо не знает (а, точнее, не хочет знать) о том, что происходит между ребенком и другим родителем.

Последствия пережитого в детстве насилия неизбежно сказываются на характере и поведении взрослого человека. Основным последствием детских травм является убежденность человека в собственной никчемности и незначительности, ощущение постоянной вины, нерешительность и робость - словом, все то, что можно охарактеризовать выразительным словом "забитость". Самое страшное в насилии, совершаемом родителями, - это то, что оно часто принимает форму наказания, т.е. ребенка убеждают, что он сам виноват, что он сам "спровоцировал" агрессию.

Главный принцип психологической помощи жертвам насилия гласит: ребенок, что бы он ни сделал, никогда не виноват в совершенном над ним насилии.

Американские психотерапевты Уильям и Мэри Гулдинг, долгие годы помогавшие людям, пережившим в детстве насилие, разработали методы психологической помощи, основанные на изменении решений, бессознательно принятых в детстве под влиянием травматических событий. Каждый человек принимает в детстве важные решения в ответ на так называемые предписания, которые первоначально даются родителями, другими людьми, окружающими ребенка, или даже самой судьбой. Каждый ребенок решает, принять или отвергнуть их. Если они приняты, они усиливаются в течение всей жизни. Другими словами, взрослые люди продолжают давать себе предписания, которые они однажды получили от других или от судьбы.

Вот некоторые первичные предписания, которые терапевты обнаружили в работе со своими пациентами: "Не существуй." "Не люби себя." "Не будь самим собой." "Не испытывай желаний и потребностей." "Не думай." "Не действуй." "Не добивайся успеха." "Не доверяй."

Используя память и воображение своих пациентов, терапевты помогают им вновь пережить сцены насилия, но пережить их уже по-другому: переосмыслив события с высоты своего взрослого опыта, опираясь на поддержку как самого терапевта, так и других людей, проявивших о них подлинную заботу, которой они были лишены в семье.

Критически оценив родительские предписания и свои детские решения, принятые под впечатлением сцен насилия, взрослый человек может и должен сказать себе: "Я - уникальное человеческое существо, и я достоин любви независимо от того, способны ли были близкие любить меня, когда я был маленьким. Отныне я сам буду любить себя и заботиться о себе".

Чтобы избавиться от губительных родительских предписаний и ошибочных детских решений, пациенту важно высказать обидчику свои чувства. Иногда это достаточно сделать в своем воображении, иногда - проговорить вслух, а порой, особенно если есть угроза повторения насилия над другими жертвами, терапевт может рекомендовать клиенту обратиться в суд. В любом случае конечной целью терапии является изменение решения, способность человека сказать тому, кто оскорбил его:

"Не все люди такие, как ты. Я собираюсь найти людей, которые заслуживают доверия, и буду доверять им."

"Несмотря на то, что ты со мной сделал, ты больше не находишься в моей постели. Я могу выбирать такой секс, который мне нравится, и получать от него удовольствие!"

"Я могу смеяться, прыгать и танцевать, потому что это нормальные действия, а не соблазнение. Вовсе не мое детское веселье заставило тебя изнасиловать меня, а твое собственное извращение!" "Отныне я сам могу выбирать для себя партнеров. Теперь я вырос, и я больше не жертва".
Анна Фенько

Материал подготовлен для газеты "Аргументы и факты"

самооценка, насилие, исцеление, боль, поддержка, стыд, психотерапия, травма, кризис

Previous post Next post
Up