Раздвоение межличности

Jul 26, 2011 16:32

Мы часто видим недостатки и проблемы в себе, тогда как причины этого недовольства собой - скорее в обществе, чем в личности. Каждый из нас с раннего детства обучался соответствовать требованиям общества - начиная с требований родителей и родственников, воспитателей и учителей, старших и ровесников, коллег и начальников. Проблема здесь в том, что эти требования часто бывают алогичными и даже взаимоисключающими, а его стандарты - двойными. И наши, как нам кажется, недостатки и дефекты - это героически выработанное умение эти двойным стандартам соответствовать.

Когда феномен "двойных посланий" был открыт, считалось даже, что они приводят к шизофрении. Но позже выяснилось, что вовсе необязательно именно к шизофрении, а и просто к неврозам - когда человек психически сохранен, но живется ему непросто. Чтобы не быть голословным, приведу стандарты, с разными модификациями которых я часто встречаюсь в работе:

- Ты должен быть комфортным в общении, заботиться о чувствах и потребностях других людей, быть для всех хорошим - предпочитать их интересы своим, чтобы не быть эгоистом. При этом, он должен быть решительным, целеустремленным, успешным - достигать своих целей, чтобы уважали. В заостренной форме: ты должен быть мягким, но жестким. Ты должен быть ориентированным и на отношения, и на цели.

- Ты должен прислушиваться к мнению и советам окружающим, чтобы тебя не осудили за самодурство. И чтобы окружающие чувствовали себя уважаемыми и ценными. Но если чужие мнения и советы не принесли ему успеха и принесли только проблемы - сам виноват, своя голова должна быть на плечах. В заостренной форме: ты должен слушаться, но ответственность за всё несешь сам. Мы будем тобой пользоваться, но уважать мы тебя за это не будем..

Особенно противоречивы бывают требования к гендерным ролям - мужским и женским, поэтому они очень сложны бывают в исполнении. Примеры:

- К мужчинам. Ты должен быть кормильцем, защитником, самцом - то есть активным, экспансивным, агрессивным. При этом ты должен быть безопасным и управляемым, чтобы вписаться в социум. То есть, быть агрессивным и пассивным одновременно, самостоятельным и послушным одновременно.

- К женщинам. Ты должна быть сильной, отвечать за семью, работать наравне с мужчинами. При этом, ты должна быть хрупкой, ранимой, зависимой. Ты должна быть слабее мужчин, но сильной наравне с ними.

Естественно, что эти требования вполне возможно совмещать - необязательно они должны конфликтовать друг с другом. Можно быть ситуативно самостоятельным и агрессивным, когда нужно и с кем нужно. А с кем-то- заботливым и податливым. Но совмещать такие противоречивые стратегии поведения может взрослый человек с развитым социальным интеллектом и диалектическим мышлением - на сознательном уровне. А если эти стратегии усвоены в детском уровне, когда еще мышление и сознание не были так развиты, то они становятся иррациональными убеждениями, жесткими и плохо управляемыми.

Действуют противоречивые стратегии на уровне автоматизма - на этом уровне их противоречивость не преодолевается, а разрывает человека на части, вводит в ступор. Ведь совместить эти требования не представляется возможным. Но жить то как-то надо, поэтому психика подбирает какой-то способ все же совмещать разные стратегии и преодолевать их алогичность. Поначалу эти способы выживания бывают эффективны, но для взрослого человека они становятся дисфункциональными, причиняют много страдания. На уровне бессознательного возможны разные варианты такого совмещения, приведу наиболее частые варианты.

- Отказ от активности, раз уж она так проблематична - сложность с мотивацией, выученная беспомощность, зависимость от оценок, запрет на успешность, избегание неудач.

- Вытеснение одной из стратегий в бессознательное и конфронтация с ней. Для одних людей это внутренний запрет агрессию, на конфликты с окружающими, на отстаивание своих интересов. А на уровне эго главная задача - быть хорошим. Для других - запрет на мягкость, уязвимость. На уровне эго - преувеличенный эгоизм, агрессивность, конфликтность.

- Идентификация с "родителем" - человек сам начинает поучать других, требовать от них то, что требовали от него, не задумываясь о противоречивости своих требований. Ведь в роли требующего родителя можно избежать столь дискомфортной роли того, от кого требуют.

Как же быть и что делать - предвижу самые распространенные вопросы) Я бы выделил тут два уровня работы.

- Осознавать противоречивость требований, предъявляемых к себе - быть критичным к требованиям. Замечать в себе потребность соответствовать сразу нескольким взаимоисключающим требованиям. Понимать, что это проблема не вашей личности, а самих требований. Эти навыки - рефлексии, осознания, осмысления можно развить со временем. Сложность в том, что осознанию будут сопротивляться защитные механизмы психики, ведь выработанные в детстве стратегии выживания священны для психики, и она всячески сопротивляется их модернизации.

- Осознания было бы достаточно, если бы навыки соответствия не были столь жестко прописаны, автоматизированы, а иррациональные убеждения не были так надежно защищены от изменений. Поэтому, здесь может помочь психологическая работа над иррациональными убеждениями и автоматизмами. Хороший эмоциональный контакт с психологом поможет ослабить работу защитных механизмов и позволит медленно изменить убеждения и бессознательные навыки в совместной работе.

Пишет Данила Гуляев (danilling)

свобода, стресс, неврозы, напряжение, двойные послания, шизофрения, отношения

Previous post Next post
Up