Заметил, что когда приходит клиент и предъявляет экзистенциальную проблему (ЭП), например, проблема времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора; или проблема одиночества, поиска смысла существования - то часто клиент не видит одну важную психологическую фигуру, которая их ограничивает, устранение которой и есть главная задача терапевта при решении дано ЭП. Заключается она в следующем, такой экзистенциальный запрос не может быть удовлетворен немедленно терапевтом. Работа с проблемой осуществляется через контакт с непониманием, незнанием и душевной пустотой. Но контакт новый, терапевтический. Если в одиночестве такая пустота создает боль, тоску и страдание, то в рамках терапии контакт с ней должен насыщаться творческим потенциалом. Пугающая пустота, страх перед ней, должна заменяться свободой выбора, возможностями получать новое. Цель работы создать механизмы насыщения, чтобы сам человек мог решать такие проблемы, а для этого необходимо разрушить установку, что кто-то тебе даст смысл, выбор, свободу, и произойдет это за одну или две встречи. Здесь два момента -
1. в отношении терапевта, что он это может, а значит наделения его качествами Бога;
2. в отношении времени. Превращение терапевта в Бога, и невозможность контакта с ним, в силу того, что человек не может обладать качествами идеальной субстанции, разрывает контакт с этой субстанцией. Но именно осмысление жизни, с активизацией духовных уровней личности человека может решать ЭП. И для многих решение ЭП будет связано с обретением Бога, ибо до этого неприятное ощущение или иная манифестация симптома была связана с отсутствием оного. Поэтому, не одарить клиента, так как такие подарки обкрадывают страдающего, лишают его свободы, а дать самостоятельность в контакте с пустотой жизни. Сама эта пустота становится ресурсом, рождающим началом для нового осмысления. В этом плане само состояния «незнания» есть целебное состояние, открывающее доступ к ресурсам.
.
pavelponomarev