Jan 21, 2025 22:18
"Кругом измена, трусость и обман".*
"Преступный характер действий генерала Алексеева или Рузского в теории вполне мог встретить противодействия других генералов. Ведь завербовать всех невозможно. Почему заговор не встретил должного противодействия? Где были другие армейские генералы? Где в этот момент был Особый отдел департамента полиции? Где был отдельный корпус жандармов? Раньше эти вопросы не возникали. Миф о том, что якобы Император самоустранился, снимал их с повестки. Если он виноват, то при чём тогда все остальные? Но теперь на эти вопросы всё же придётся ответить. К сожалению, обращаясь к истории роковых событий Февральского переворота, мы видим тотальное бездействие всех тех, кто имел хотя бы теоретическую возможность предотвратить катастрофу. Почему это случилось? Это главный вопрос 1917 года.
Дело в том, что сама идея Империи в начале XX века многими считалась устаревшей. В среде элит, в том числе военных, имел место тяжелейший идеологический кризис. Ослабление веры в существующий строй дополнялось слепой завистью Западу и его политическим моделям. Пока в тылу была стабильность, это никак не проявлялось. На словах генералы продолжали демонстрировать верность Императорскому строю и лично Императору, эффективно несли службу, одерживали военные победы под Императорскими знамёнами. Но когда стабильность пошатнулась, накопившиеся внутренние проблемы отчётливо вылезли наружу. Слепая зависть Западу оказалась выше присяги. Многие действительно были искренне убеждены, что Россия, встав на либеральные рельсы, достигнет большего, чем то, что они имели. Поэтому в феврале- марте 1917 года все активные слои общества либо поддержали переворот, либо не оказали ему никакого противодействия. Переворот встретил поддержку и в среде высшего командования. В существующих условиях противнику вовсе не требовалось вербовать среди наших генералов крупный актив - достаточно было лишь нескольких ключевых фигур. Остальные сами были готовы двинуться в пропасть. С радостью и весельем... В этом состоит настоящая драма 1917 года.
Идеологический кризис вызревал многие десятилетия. Он имел место ещё в середине XIX века... И несмотря ни на какие меры, победить его не удавалось - он лишь нарастал. К началу XX века влиятельные слои общества идеологически буквально сгнили. Они желали слома исторической России, оправдывая это иллюзиями о либеральном «светлом будущем». По всей видимости, им надо было лично убедиться, к чему это приведёт. Всё это и случится в 1917 году. Опыт очень наглядный и в высшей степени поучительный... По сути, все активные стой общества внутренне ждали революцию. И дождались...
Итак, списывать всё, что с нами произошло, исключительно на внешние силы нельзя. Мы должны были отразить удар внешних сил. Но мы этого не сделали. И именно внутренний идеологический кризис сыграл ключевую роль. Именно он дал почву для работы вражеских подрывных сил. Именно он не дал возможности их заблокировать.
На общем негативном идеологическом фоне, конечно, были и исключения. Яркие примеры верности Императору продемонстрировали командиры Гвардейского кавалерийского и 3-го Кавалерийского корпусов генералы Хан Гуссейн Нахичеванский и Фёдор Артурович Келлер. Узнав о перевороте, они предложили свои услуги Императору для наведения порядка, а затем отказались приносить присягу Временному правительству. Правда, свои телеграммы о готовности послужить Императору они направили генералу Алексееву, очевидно, не зная, что он одно из главных действующих лиц заговора. Поэтому их порыв ни на что не повлиял. Не стали приносить присягу самозванцам также командиры флотилии Северного ледовитого океана и Сибирской военной флотилии вице-адмиралы Лев Фёдорович Корвин и Максимилиан Фёдорович Шульц. Верность Императору сохранил также адмирал Константин Дмитриевич Нилов (входил в Свиту Императора). Были и другие командиры различных уровней, не предавшие Императора. Были даже и те, кто отдал жизнь за Императора. Например, в боях с восставшими в первые дни Февральского переворота героически погибли офицеры лейб-гвардии Семёновского полка прапорщики Сергей Антониевич Фон Эссен и Соловьёв (имя и отчество неизвестны). Защищая законный строй, погиб также штабс-капитан лейб-гвардии Волынского полка Иван Степанович Лашкевич. Но такие эпизоды единичны. Большинство ключевых лиц Государства (как военных, так и гражданских) приняли переворот с радостью либо молчаливым согласием.
Многие поистине верные Царю герои к этому времени погибли на фронтах. Это тоже важный фактор происходящей трагедии. Но это, конечно, никак не снимает ответственности с целого поколения живущих в этот судьбоносный период и не сделавших ничего для спасения своей страны.
Февраль 1917 года был переломным периодом нашей истории. Моментом выбора. Моментом самоопределения. К сожалению, в этот период победили силы, которые были способны принести лишь бедствия."
По книге Борисюка Андрея Анатольевича, "Забытая война. Россия в 1914 - 1918 годы. Цифры, факты, подвиги героев".
*"Кругом измена, трусость и обман" - строчка в личном дневнике императора Николая II по поводу происходящих событий.