panchenkov рассказал сегодня о фреске в церкви Падуи, северо-восток Италии, что была практически разрушена во время американских бомбардировок 1944 года, и о том, какая работа проделывается для её восстановления и реконструкции из уцелевшей десятой части, представляющей из себя 88 000 фрагментов росписи.
Мой комментарий получился слишком длинным, поэтому помещаю его сюда.
"Это великолепный пример бережного отношения к памятникам архитектуры и истории. Это тема чрезвычайно больная. Фраза "разрушение исторического облика" теперь встречается слишком часто. И не только в новостях и статьях о территории бывшего СССР или о Москве. Эта беда коснулась и берегов нашего озера.
Застройка последних лет, разрушение или попустительство разрушению того, что представляет как минимум исторический интерес, плюс природные катаклизмы - разрушительное действие которых многократно усилено бездумной деятельностью человека - недавний пример: многочисленные разрушения в числе которых древний римский мост, селевыми водами в городке Блевио , которое произошло из-за бездумной застройки нарушившей естественный дренаж и отвод ливневых вод - все сложнее находить сюжеты для радостных фото - открыток. Эти при том, что именно в городе Комо, в одном из первых городов Италии в 60-х годах был принят закон согласно которому новое строительство должно было быть природосообразным и учитывать культурные и исторические особенности территории. Увы, с тех пор всё изменилось.
Вопросы, как те, что Вы привели, и фразы "зачем столько хлопот ради какой-то фрески", я тоже периодически слышу. Как на них отвечать - до сих пор не знаю. Они меня настолько обескураживают, что я не сразу нахожу, что ответить. При этом, я отдаю себе отчет в том, что это закономерно в общем-то. Редко в людях бывает то, что не воспитывали в них сознательно. И сама история нашей страны такова, что историческая связь прервалась, сложно её увидеть и прочувствовать.
Помнится в Италии поначалу меня очень удивляло поначалу именно это - преемственность. Приходишь в обычный дом, а он - маленький музей семьи, своего рода. Вот это кресло прабабушки, вот это книга деда... Мне, прадед которой был вынужден прятать книги, который чтобы уберечь семью был вынужден создать колхоз на собственных же землях, это было удивительно. Мне странно видеть книги XVIII- XIX века в личных библиотеках, потому что до меня не дошли книги на нескольких языках моих дедов. Безусловно все эти прабабкины брошки и картины - всего лишь предметы, носители истории, можно обойтись и без них. Но будучи окруженным материальными носителями истории, проще быть носителем памяти. Особенно в юном возрасте, определяющем все остальное.
Странные получается круг. Живописные пейзажи вдохновили многих людей на переезд, огромный спрос порождает строительный бум, что в итоге разрушил живописный пейзаж.