Скальола или мозаика?

Feb 23, 2021 06:50




В истории искусств есть несколько тем, игнорируемых прежде всего российскими специалистами, но и итальянскими профессиональными гидами, даже когда они с ними непосредственно сталкиваются.

Это темы, связанные с мастерами с озер - » artisti dei laghi», одна из таких - скальола.

Скальола - техника имитации цветоной мраморной, гранитной мозаики при помощи штукатурки, гипса,  с добавлением цветного пигмента.

Встретилась статья о церкви Святого Августина в Кремоне ( Chiesa di Sant’Agostino a Cremona).
Целая серия прекрасных фотографий  фронтальной части престола алтаря  - антепендия ( pagliotto) была подписана: «флорентийская мозаика».

Что такое флорентийская мозаика? Это техника создания рисунка из тонкого слоя мрамора и камней разного цвета,  в одной плоскости, инкрустация или интарсия.




Престол часто украшался  мозаикой или  же другой техникой - скальолой. Возникли сомнения в подписи, действительно ли это  именно мозаика? Можно, конечно, искать автора и год изготовления, но на мой взгляд важен именно анализ: он даёт много подсказок и приближает, особенно не специалиста, ближе к пониманию произведения, чем даты и имена.

Итак, почему есть сомнения в том, что это мозаика из камня, тем более флорентийская?

1. Выбор рисунка и орнамента. Он очень сложный для техники интарсии, напоминает рисунки именно скальолы.




2. Цена изготовления. Техника скальолы безусловно сложная, требующая навыков, но на материале экономия очень существенная. Что дороже фрагменты разноцветной мрамора или окрашенная гипсовая паста? Поэтому заказчик работ, его финансовое состояние, уже может как-то подсказать какая техника выбрана. Согласитесь, что если заказчик римский Папа или монашеский орден, то и возможности будут разные. Поэтому можно взглянуть кто был заказчиком строительства и убранства церкви Святого Августина.


3. Большая популярность техники скальолы в области Кремона и в целом в Ломбардии, присутствие здесь важнейших её мастеров, как Пьетро Солари из долины Интельви ( Valle d’Intelvi [Валь-д-Интельви], заставляет смотреть прежде на вероятность этого варианта.

4. В церкви Святого Августина в Кремоне трудилась семья Леони, в частности Лодовико Леони, что занимались именно скальолой! Может, теоретически, в одной церкви присутствовать одновременно две техники:  и мозаики и её имитация, но они обычно очень разнятся по рисунку. Без этого пункта на пути размышления можно было обойтись, но он подтверждает пока верное направление.

5. Характер разрушения в поврежденных местах. Это самый главный момент для оценки, когда нет возможности прикоснуться рукой. Посмотрим на фото, нижняя часть разрушена целиком, полоской. Так обычно отваливается штукатурка. Ниже, из-за веса и большей влажности. А что происходит с камнем? Он разрушаются по-разному. У разных сортов мрамора разная плотность, пористость. Черный мрамор например более чувствителен к влажности чем белый.


Когда будете на какой-нибудь вилле с шахматным полом из белого и чёрного мрамора, обратите внимание, состочние чёрных клеток чаще хуже, появляется зеленоватый оттенок. Царапины. Они, судя по фото проходят одинаково по всему разноцветному рисунку, между тем плотность камня - разная. Верного ответа, как в учебнике тут не будет. Им мог бы быть любой из перечисленных, если бы был известен точный год создания декора.


Автор фотографий сделал дополнение в заметке, дополнив её словами, что возможно,  на фотографиях это скальола - искусственный камень.

Не соглашусь. Искусственный камень делают из мраморной, гранитной или другой крошки и различных смол. Скальола - это штукатурка, основной элемент - гипс.

Приезжая на озеро Комо, читая о нем, любуясь многочисленными произведениями мастеров с озёр, обратите внимание на скальолу. На Комо есть и музей, посвящённый старинной технологии.











Все фото Валентины Феофилактовой - lj uchitelj.

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете прокомментировать здесь или там

ЗАПИСИ, город Кремона, долина Интельви

Previous post Next post
Up