Поздравляя всех с Рождеством, хотелось не просто разместить поздравительную открытку, а карточку, связанную с Комо - вполне логично для журнала, посвященного самому прекрасному озеру в Италии. Подходящая фотография была найдена сразу - это епископский дворец в городе Комо (Palazzo Vescovile), в праздничные дни Рождества с спроецированной на фасаде здания Мадонной с младенцем. Идеальный кадр по такому случаю. Но, что касается связи с Комо - не всё так просто: знаков, связей, ниточек на самом деле гораздо больше. Любознательным предлагается заглянуть под кат, а остальные могут ограничиться любованием проекции знаменитого полотна. Узнали какого? Нашли несостыковку? Если нет, то тогда тоже - под кат.
Епископский дворец Комо находится на площади Гримольди, к северу от кафедрального собора города. Северный портал собора - самый красивый вход не случайно - именно им пользовались церковные иерархи проделывая путь от епископского дворца. Сейчас этот северный вход называют чаще «Дверь Лягушки» - «Porta della rana”, по знаменитому элементу декора портала - лягушке. Кажется немного странным, что несмотря на такую важную, особую функцию северного портала говоря о нём чаще вспоминают лягушку, а не епископов Комо, но таковы превратности судьбы и странности истории. В конце XIX века, считалось, что у города Комо есть три достопримечательности: “La rana, la funtana e i tett de la Besana” - «Лягушка, фонтаны и титьки Бесаны». До наших дней дожила, правда утратив голову только лягушка, синьёра Безана давно умерла, а фонтан - сохранившийся, работающий, давно уже радует посетителей одного американского парка.
Итак епископский дворец. Считается что до X века здесь была небольшая часовенка Святого Михаила.
При епископе Альберико (1007-1028) было построено новое здание, включавшее в себя старую постройку. В самом начале XVIII века дворец был перестроен по проекту Карло Франческо Сильва и преобразован в летнюю резиденцию епископов Комо. В 1931 году была произведена реставрация под руководством архитектора Федерико Фриджерио (Милан, 1873 - Комо,1959), автора храма Вольта, во время которых увидели свет некоторые остатки первоначальной, древней постройки. От старинного здания тем не менее осталось мало: лоджия с окнами-бифорами, окна атриума, апсида старинной церквушки - Оратория Святого Михаила. Что касается интерьера здания, самый интересный - зал приёмов с фресками XV века, собрание портретов комских епископов, гобелены XVII века подобные те, что мы видим в кафедральном соборе, декорированный в стиле рококо капеллы.
В рождественской проекции на фасад епископского дворца, все безусловно узнали полотно Рафаэля Санти - «Мадонна Альба». Неизвестно, зачем его решили отразить по горизонтали - может может оно так лучше вписывалось в фасад здания, и почему из более сорока мадонн, вышедших из под кисти мастера…было выбрано именно оно, но это - опять знак Комо в поздравительной открытке.
40 Мадонн Рафаэля Санти
Мадонна Альба из серии образов, созданных художником в Риме. Изображение заключено в круг, диаметром 94,5 см.
«Мадонна Альба» Рафаэль Санти. Национальная галерея Вашингтона
Центр композиции - небольшой крест, который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Иисусу, которого держит на своих руках Мария. Фигуры создают динамичную композицию, они изображены на фоне предположительно пейзажей Римской Кампании - области в Лацио, расположенной вокруг Рима.
Создана работа по заказу Паоло Джовио, это опять же ниточка, связывающая мадонну Альба с Комо. Паоло Джовио - величайший уроженец города Комо (Комо, 21 дек. 1483 - Флоренция, 12 дек. 1552) епископ Ночерский, итальянский учёный-гуманист, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ, коллекционер. Именно он - создатель первого в мире «музея» в современном смысле, что находился на его вилле Джовио в городе Комо, в том самом месте, где сейчас находится вилла Галлия. Именно он собрал великолепную галерею портретов выдающихся деятелей - литераторов, правителей, государственных деятелей и высокопоставленных лиц, многие из которых были написаны с натуры числом 484, портреты разделялись на 4 категории в зависимости масштаба достижений и сопровождались описаниями жизни и характеров персонажей. Копии портретов коллекции сделанных по заказу Козимо I де Медичи работы художника Христофора дель Альтиссимо что посвятил работе 37 лет с 1552 по 1589 год стали основой собрания галереи Уффици во Флоренции и с 1587года выставлены в коридорах галереи. Именно Паоло Джовио подарил Вазари идею составить собрание биографий выдающихся современников, подобное своему. Произошло это в 1546 г. на обеде у Павла III.
Но это всё было позже, а в 1511 году Рафаэль Санти в рассвете своего творчества создаёт «Мадонну Альба» масло на дереве. Сохранились эскизы к полотну, сейчас они находятся в нескольких европейских музеях. На много лет произведение Рафаэля исчезает из виду, и согласно Манускрипту Реста, из Амброзианской библиотеке обнаруживается в монастыре оливетанцев в Ночере , основанном в 1530 году. По одной, самой популярной версии в этом городе работа оказалась благодаря заказчику - Паоло Джовио, который получив назначение (Климент VII доверил ему епископскую кафедру), в 1528 году переезжает из Рима в город Ночера. Мадонна едет с ним и оказывается в церкви оливетанцев.
Земли Ночеры находились под скипетром испанского короля, и в 1686 году неаполитанский вице-король, граф-герцог Оливарес, увёз картину в Испании. Название «Мадонна Альба» картина получила в XVIII веке, когда она висела в севильском дворце наследников Оливареса - герцогов Альба. После последней из рода Альба Мария Каэтана де Сильва картина перешла её лекарю, а затем была продана датскому послу, графу де Бурку. Когда «Мадонна Альба» попала в руки лондонских предпринимателей.
В 1836 году по наказу наказу императора Николая I одна из самых прекрасных работ Рафаэля приобретена за 14 тысяч фунтов. В России, из за плохой сохранности картина была переведена на холст, при этом была повреждена часть пейзажа справа. Это была жемчужина собрания Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Работой восхищались, императрица Александра Фёдоровна была настолько очарована шедевром, что попросила супруга о том, чтобы повесить его в своём личном кабинете. Ответом императора была копия, изготовленная Фёдором Бруни, которая и сегодня находится в Михайловском замке в Санкт - Петербурге.
Фёдор Антонович Бруни. Копия Мадонны Альба
95 лет «Мадонна Альба» Рафаэля находилась в России. В 1929-1934 годах в годы позорной трагичной страницы в истории Эрмитажа - распродажи части коллекции, «Мадонна Альба», наряду с другими полотнами - шедеврами мировой живописи кисти Ян ван Эйка, Тициана, Рембрандата была продана и в 1931 году попала к Э́ндрю Уи́льям Ме́ллону американскому банкиру, миллиардеру, министру финансов при президентах У.Гардинге, Кулидже иГ.Гувере, посолу США в Великобритании. Когда в 1937 году Конгрессом США была основана Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Меллон преподнёс свою коллекцию великих мастеров в дар музею.
А теперь следующий знак Комо - очередная ниточка. Помните о копии великого полотна, созданной для Александры Фёдоровны? Её автор - Фёдор Антонович Бруни. родился в 1799 году, на 4 дня позже А. Пушкина в Италии,энциклопедии указывают на Милан, но скорее это был другой ближайший городок
Фёдор Бруни, (настоящее имя Феделе Бароффио/Fedele Baroffio) родился в семье художника и реставратора Антонио Бруни, что родом из Мендризио. Это одно из славных семейств мастеров с озёр, «artisti dei laghi”, архитекторов, скульпторов, художников, что несли своё мастерство, своё искусство по всему миру. Вплоть до средних веков этих самых мастеров с озер называли «маджистри коммачини» переводя этот термин на русский язык самым различным способом.
Антонио Бруни - отец Карло Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Что касаестя Фёдора Бруни, в его послужном списке роспись Исаакиевского собора, работа в Эрмитаже, ректорство в Академии художеств.
Вот некоторые из его работ.
Один из потомков семейства Бруни - очень известный пианист. Недавно он приезжал на родину своих прославленных предков, на землю итальянского Комо и швейцарского Тичино, был в Лугано, Мендризио, с тем, чтобы побольше узнать о своей семье.
Говорят, что все люди в мире знакомы через семь рукопожатий. Что-то подобное происходит с озером Комо: всегда можно найти ниточки, связывающие с ним.
Для тех кому нравится такая игра, предлагаю найти ниточку, что связывает уже упоминавшуюся сегодня Александру Фёдоровну Романову, супругу Николая I с озером Комо, или например с одной из самых известных вилл на ней.
Оригинал записи опубликован на сайте
LARIOarea.com Вы можете прокомментировать здесь или
там