Дом культуры имени Зуева в городе Москве, расположенный по улице Лесной, дом 18 архитектора Ильи Голосова - яркий и интересный образец советского конструктивизма.
Здание довольно занятно и для человека, знакомящегося с итальянским рационализмом, родиной которого в Италии можно считать город Комо. Сравните сами
Ниже статья
valaamov_osel в
ДК. им Зуева посвященной зданию Ильи Голосова.
Отталкиваясь от начатого, дальше я решил посетить классику московского конструктивизма и отправился на ул. Лесную 18 где находится ДК. им Зуева построенное архитектором И. Голосовым.Состояние здание я бы назвал удовлетворительное. Само ДК один из самых ярких представителей московского конструктивизма.
Хотелось бы конечно чтобы чуть побольше уделяли внимание внешнему облику здания, не повредил бы более аккуратный косметический ремонт. Внутри я не был, так что что там творится сказать не могу, хотя некоторое поверхностное представление можно составить по фотографиям которые я наешл на просторах интернета и приведу ниже.Из личных замечаний скажу следующее: торчащий в дверях театра (ныне здание является театром) чоповец совершенно не располагал к фотографированию со штативом так что к сожалению все панорамы сделанные в ближе пришлось делать с рук.Несмотря на то что практически все статьи в интернете когда ведут речь о конструктивизме упоминают ДК. им Зуева как об одном из самых ярких примеров, конкретно информацию о нем дают в двух трех строчках, поэтому позволю себе привести часть главы из книги С.О. Хан-Магомедова «Илья Голосов» 1988 года издания:«И. Голосов при проектировании клубов создавал сложные объемные построение,главный акцент во внешнем облике здания он всегда переносил на один из объемных элементов композиции, решая именного его крупно и предельно лаконично, а все остальные элементы нарочито усложняя и измельчая, чтобы зрительно подчинить их этой крупной форме (или как он его называл, субъективной массе). Для подчеркивания главенствующей роли крупно решенного элемента в общей композиции (обычно, асимметричной) он использовал приемы динамического построения, контрасты стекла и глухой стены.
В построенном по проекту И. Голосова клубе им. Зуева в Москве (1926-1928) вертикальный стеклянный цилиндр лестничной клетки как бы прорезает горизонтальный параллелепипед верхнего этажа, являясь главным композиционным элементом сложной и в достаточной степени расчлененной объемной композиции здания.
Фасад клуба был запроектирован с обогащенной пластикой, что позволило лаконично решенному цилиндру стать бесспорно главным элементом композиции здания. Этому немало способствовал и необычный прием «прорезания» стеклянным цилиндром перекрывающей его «плиты» верхнего этажа. Внутреннее движение вертикальной цилиндрической формы как бы преодолело тяжесть горизонтальной формы и вырвалось на простор. Верхняя тонкая плита перекрытия над цилиндром уже не воспринимается как остановка движения, она скорее всего подчеркивает форму цилиндра и его главенствующую роль в композиции.
В результате был создан чрезвычайно выразительный художественный образ клуба. Образ действительно яркий, сразу бросающийся в глаза и надолго остающийся в памяти. Но вот что удивительно - запоминается не вся объемно-пространственная композиция куба, а именно сочетание углового стеклянного цилиндра со сложным по пластическому решению параллелепипедом корпуса.
Незначительные размеры и вытянутые пропорции отведенного под строительство клуба участка чрезвычайно осложняли проектирование. И. Голосов использовал 9/10 площади участка под застройку, а затем как бы компенсировал застроенную территорию двора, создав обширную террасу на крыше. Стесненность участка заставили И. Голосов консольно вынести часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа - вертикальные и горизонтальные выступы. Главный выход в здании устроен с торцевого фасада, который решен более крупно - в его средней части над входом на высоту всех этажей устроен вертикальный выступа с открытыми лоджиями в верхней части. Объемные элементы продольного фасада дают ритмическое нарастание движение к угловой части и к главному входу в клуб. Клуб имеет два зала - большой на 950 мест и малы на 285 мест. Внутреннее помещение здания, несмотря на то, что автору приходилось преодолевать сложности, связанные с узким участком, запроектировано свободно, хорошо связаны между собой и не производят впечатления затесненности. Основные несущие конструкции и стены здания выполнены из железобетона и кирпича.
Клуб им. Зуева - бесспорно, одно из самых лучших и самых известных произведений И. Голосова. Он был высоко оценен и современниками. Один из авторов писал в начале 30-х годов: «Среди общественных сооружений последних лет архитектура этого клуба относится к числу удачных. Как постройка переходного периода она должна найти свое положительное место в будущей истории советской архитектуры» (Филиппов А.В. Клуб имени Зуева.-В кн.: «10 рабочих клубов Москвы».-М., 1932.-) Действительно это произведение И. Голосова прочно вошло в историю советской архитектуры, в ее золотой фонд.»для начала несколько старых проектных набросков:
источник:
http://nkf.mian.ru/Rus/Architecture/Constructivism/Photo/235.aspx источник:
http://www.foto-list.ru/cities01_07.htmlХочу обратить внимание на последнее фото. Многие смотря на него и сравнивая с современным видом здания сокрушенно цокают языком и говорят о том как мало осталось от былого величия. Есть версия что это не фото это то что называется «отмывка». Вот простое определение этого приема архитектурной графики найденного на сайте
http://art-paint.narod.ru/ «Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике. Не зря в архитектурном институте она преподается с первого курса. Тем не менее это одно из главных средств архитектора, поскольку обычный чертеж не дает ясного представления о форме и понятен лишь профессионалам. Именно в отмывке замысел, форма и цвет постройки становятся доступными любому зрителю. Да и архитектору это приносит большую пользу: работая цветом, он находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.» (подробнее об этом методе можно прочитать здесь
http://art-paint.narod.ru/tush.html). Так что это, как я уже сказал выше, не фото, а грубо говоря чертеж. В доказательство своей теории я бы обратил внимание на то как выглядит здание сейчас и как оно выглядит на «отмывке». Что должно произойти со здаием чтобы оно превратилось в такой «урезанный» вариант? Я считаю что даже в случае очень серьезного пожара остались бы большие намеки чем те которые мы наблюдаем. И потом нет никаких упоминаний ни о перестройке ни об изменениях в конструкции здания. Нет промежуточных фотографий которые бы иллюстрировали процесс разрушения того что мы наблюдаем на изображениях приведенных вверху. В связи со всем этим я позволяю себе сделать вывод что данный вид ДК остался только на бумаге, а само здание дошло до нас в своем первозданном виде.
еще несколько изображений (общий вид, перспектива (проект), фрагменты, планы) из книги С.О. Хан-Магомедова «Илья Голосов» 1988
А теперь современные фото:
Та сама панорама которая делалась с рук
А вот эта как ни странно удалась.
Решил напоследок сделать одну ХДРку.
Несколько фотографий интерьеров ДК найденных мною в интернете.
источник:
http://www.flickr.com/photos/nata3951/sets/72157594541897244/detail/ http://valaamov-osel.livejournal.com/3429.html
Оригинал записи опубликован на сайте
LARIOarea.com Вы можете комментировать здесь или
там