Навязчивый страх воды в разных источниках называют аквафобия, гидрофобия или просто - водобоязнь. Страх перед водой - весьма распространенное явление в современном мире.
Причины возникновения страха воды могут быть различными, но в большинстве своем это негативный опыт, полученный в детстве. Причем человек уже в зрелом возрасте может не помнить о нем, но отпечаток ситуации из прошлого глубоко оседает в подсознании.
Как проявляется страх воды? Как и любая другая фобия, появляется повышенная тревога вплоть до панической атаки, повышается температура тела, учащается дыхание. Сильный страх и паническая атака могут привести к потере контроля над своим телом и утоплению.
Тем, кто с детства чувствует себя рыбой в воде, очень сложно понять людей с данной фобией. Человек может и рад бы поплавать, но при попытке проплыть даже пару метров, начинается паника.
Страх воды очень многообразен. Я на своем опыте пережила почти весь спектр его проявлений.
Вот те страхи, с которым я столкнулась:
- страх глубины
- страх потерять силы и недоплыть
- страх захлебнуться водой и утонуть
Отношения с водой у меня с детства не складывались. Я не любила не только плавать, но и просто купаться. Вода меня никогда не расслабляла, она была мне просто неприятна для кожи. Но деваться было некуда, гигиену соблюдать приходилось. Мне казалось, что все дети не любят купаться, пока я не пришла к знакомой, у которой двухлетняя дочка с ревом выходила из ванной и ревела она оттого, что ей хотелось еще поплескаться. Тогда я вспомнила себя в младшем дошкольном возрасте. Меня купали в воде, в которой можно было свариться, почти в кипятке, боялись, что я простужусь и заболею. Помню, как мама мне наливала ванну и заставляла преодолевать жжение воды. Какое там может быть удовольствие?
Самый большой водоем, который я видела в детстве, - это заросший тиной садовой пруд. В возрасте 10-12 лет я неоднократно предпринимала попытки научиться плавать. Выглядело это довольно смешно: хождение по дну с разгребанием руками воды и попытками прыжками удержаться на поверхности. В один прекрасный день я угодила ногой в консервную банку и распорола себе стопу. Я потеряла много крови, рана заживала целый месяц. Хорошо провела я это лето! Естественно, что после такого случая, желание лезть в воду надолго отпало
.
Шли годы… Бассейны я обходила стороной и самым глубоким водоемом для меня была ванна, в которой уровень воды и температура легко регулируются.
После окончания института я устроилась на работу, где сотрудникам оплачивали посещение бассейна. Сотрудники уговорили ходить на занятия, заверив, что в этом бассейне есть детский лягушатник, и несколько занятий я все же посетила. Каждый раз я шла, как на испытание за подтверждением того, что плавать мне не дано.
Мне давали самые разные советы, которые только усугубляли ситуацию. Один из советов был - это вдыхать и опускать голову в воду. Я набирала в легкие воздух под завязку, задерживала дыхание на вдохе, зажмуривала глаза и, как Александр Матросов, кидалась в воду, как на амбразуру. Плыла, пока не закончится задержка дыхания, руками постоянно контролируя наличие бортика. У меня четко закрепилось, что чем быстрее работаешь ногами и руками, тем больше вероятность удержаться на воде и не утонуть.
Соответственно, тело быстро уставало и возникало чувство распирания в грудной клетке и головокружение. Я боялась захлебнуться водой, поэтому старалась как можно выше поднять голову из воды, при этом таз и ноги начинали предательски тянуть ко дну, создавая ощущение, что я вот-вот погибну в самом рассвете сил, и сразу же вставала на дно. На глубокой части бассейна плавать не рисковала, так как это означало, что я не смогу в нужный момент встать на дно. Так и проходил час мучения и позора.
Годами позже я впервые увидела море. Курортный микрорайон Ла́заревское в городе Сочи Краснодарского края привлек меня в первую очередь своими горными пейзажами и дольменами. При любой возможности старалась прикрепиться к группам пеших туристов, нежели подходить к берегу моря. Пару раз моя подруга меня все же вытащила на пляж. По ее мнению, уж на море-то я точно должна научиться плавать, ведь морская вода сама держит!
Наученная горьким опытом, я заходила в воду только в резиновых сандалиях, чтобы опять не угодить ногами в консервные банки. Морская вода может и держит кого-то, но не меня, наверное, я слишком тяжелая. Здесь обнаружилось и еще несколько дополнительных препятствий - волны, цепкая тина, скользкие камни и медузы.
Море, как живой организм, оно бескрайнее и поражает своей мощью. Периодически на берег накатываются волны и пытаются сбить тебя с ног. Лучше уйти от греха подальше и повыше…
Восьмичасовая офисная работа за компьютером постепенно начала приносить не только деньги, но и вред здоровью. Мне повезло, что незадолго до этих проблем, я начала заниматься йогой, которая постепенно укрепляла не только тело, но и изменяла психоэмоциональное состояние, которое помогало справляться, в том числе и со стрессовыми ситуациями.
В конечном счете, я увлеклась различными экстремальными практиками и думала, что я очень крутой йог и ничего не боюсь! Но сплав по реке Катуни оказался настоящим испытанием.
Быстрое течение с водоворотами в любую секунду могло опрокинуть лодку, и, окажись за бортом даже в спасательном жилете, и ты уже не выберешься из ледяной воды. Мне, естественно, не доверили грести и посадили в центр лодки на самое безопасное место, отличающееся возможностью руками и ногами уцепиться за веревки. Тем не менее, это не спасало ситуацию. Все мое бесстрашие куда-то испарилось, и я ждала, когда это все закончится. Вдобавок, инструктор подливал масла в огонь: «Видите вон тот поворот? Там отлавливают трупы таких туристов, как вы! А вон видите там кресты? Это местное кладбище, на котором их хоронят. А слышите церковный звон? Сегодня отпевают еще одного неудачника». И опять, стихия, с которой я пыталась подружиться, была настроена враждебно, и поэтому я снова стала ее избегать.
Тем временем, я все глубже погружалась в йогу и работу со своим сознанием. Поиски зоны тишины и покоя привели меня в компании друзей в избу отшельника, живущего на берегу одного из лесных озер Карелии. Неподвижная гладь озера с прозрачной водой способствовала расслаблению и сосредоточенному погружению в себя. По утрам на берегу, мы с друзьями занимались йогой и купались. Далеко в воду я заходить не решалась, да я и не ставила теперь перед собой такой задачи.
Заметив, что я, в отличие от остальных, предпочитаю ходить воль берега не глубже чем по щиколотку в воде, хозяин избы, повел меня на мостик для ныряния и сказал: «Ты просто садишься на край, группируешься, задерживаешь дыхание и прыгаешь в воду. Твой страх я подержу, потом, когда выйдешь, отдам». Зажмурив глаза, прыгнула с моста. Вода вытолкнула мое тело обратно на поверхность. Появился азарт, и я теперь уже без страха, прыгала спиной и даже с разбега. Вот он первый позитивный опыт, вселивший в меня столько уверенности, что ее хватило на зимние эксперименты с прорубью и обливанием.
Поступая в Институт Физической Культуры, я опасалась, что меня сразу же отчислят из-за плавания. С другой стороны это был вызов самой себе: кто я - тварь дрожащая или плавать умею? На занятиях выяснилось, что преподаватели не дают поблажек и на халяву оценки не ставят. Все мои одногруппники профессионально занимаются спортом, потому плавание для них - не проблема. Мои навыки держаться на плаву были на столько порядков ниже остальных, что я вновь почувствовала себя самым слабым звеном. Я поняла, что под меня никто не будет подстраиваться.
Чтобы хоть как-то нагнать ребят, я каждую неделю стала ходить в бассейн неподалеку от дома, где отрабатывала элементарные техники плавания - скольжение, поплавок, медуза и т.п. Самым сложным было - настроить правильное дыхание, в основном попытки сделать вдох приводили к захлебыванию, отдышке и цеплянию за спасительный бортик. Мне постоянно не хватало воздуха в легких. К тому же я доставляла дискомфорт женщинам, которые плавали со мной на одной дорожке и кидали фразы: «Надо было в детстве учиться плавать!».
После занятий мне снились кошмары с самыми разнообразными вариантами утопления. Вот тут-то я поняла, что дело совсем плохо, и причина сидит глубже - в подсознании, и, возможно, предпосылки были сформированы во время моего рождения. Подруга-психотерапевт мою догадку подтвердила.
На сеансе эриксоновского гипноза меня погрузили во внутриутробное состояние. При прохождении стадии рождения появилось ощущение жжения в области легких и нехватки кислорода. С помощью моей подруги удалось ослабить эту боль. В такой психологической работе важно чувствовать, что ты не один на один сталкиваешься со своей проблемой, что тебе помогает присутствие человека, которому ты доверяешь.
Мать всегда скрывала подробности моего рождения, что мешало понять свою болезненную реакцию на воду, а больше спросить и не кого было. Мои родители развелись, когда мне был всего годик. Уже в зрелом возрасте я решила найти отца, и мне это удалось. Я обнаружила его на Украине в селе Лебедин. Конечно же, я поинтересовалась подробностями моего рождения. Что же со мной было? Гипоксия, нехватка кислорода, и попадание околоплодных вод в легкие. Мою жизнь врачи спасали несколько дней в реанимации.
Получается, что ничего в нашей жизни не проходит бесследно, например, проблема с легкими сопровождала меня на протяжении многих лет. Любая самая легкая простуда сразу же приобретала хронические формы. Болеть я перестала, только когда начала заниматься дыхательными упражнениями и закаливаться.
При очередном походе в бассейн я ощутила, что уже могу свободнее дышать, не было той борьбы за выживание. Я осознала, что теперь основная задача - это долгая и кропотливая работа по отработке техники. Как шаг за шагом ребенок учится ходить, так и гребок за гребком, метр за метром, шло продвижение в этом непростом для меня деле.
Важную роль играло самонаблюдение за мыслями и внутренними процессами, происходящими в теле. Долгое время я плавала 25 метров в несколько подходов по 5-6 метров, затем причаливала к бортику. В очередной такой заплыв мне удалось отследить момент возникновения мысли «Ну все, тебе уже достаточно плыть!» и сменить ее на мысли: «А ну-ка давай посмотрим, что будет, если ты еще немножко проплывешь» или «С чего ты решила, что не хватит сил доплыть? У тебя сильный мышечный корсет!». Естественно, что были моменты неудач и координация рук, ног и дыхания часто сбивалась, но моментов радости от преодоления внутреннего сопротивления было больше.
Помня указания преподавателей в институте «Вдох, выдох, выдох, выдох», я переучивала себя правильно дышать, и вода уже не заливала в нос и уши. Постепенно ушла ошибочная привычка плавать на задержке дыхания, появилась легкость и свобода в движениях.
Следующим шагом был отказ от привязки к бортику. Благоприятные условия для этого были созданы тем, что однажды крайние дорожки были заняты, а все остальные свободны. «Вот видишь, вторая дорожка свободна и ждет только тебя!», - сказала я себе. Это занятие я плавала на второй дорожке разными стилями, ничего меня не ограничивало теперь! В раздевалке меня порадовали нескромным вопросом: «А вы спортсменка, да?».
Дальше мне захотелось научиться погружаться под воду. Но почему-то я всплывала на поверхность попой кверху, утопить себя было сложно. Оказывается, так легко держаться на воде, когда нет лишней суеты и напряжения в теле. Достаточно выдохнуть воздух из легких и тогда ваше тело легко погрузится на дно.
Однажды муж предложил мне устроить посиделки на дне бассейна. Еще один опыт, который помог мне освоить плавание под водой. Оказывается, на дне настолько все по-другому, даже восприятие звуков становится совершенно другим. Видимо, так и до дайвинга недалеко! Было бы интересно попробовать! С нетерпением жду первой подвернувшейся возможности.
Страх воды был полностью преодолен, оставалось лишь отточить технику плавания.
Благодарю людей, которые мне помогли справиться с аквафобией:
- Йогина Свами Сат Маргу
- Психолога Васильеву Ирину
- Тренера по плаванию Павлову Татьяну Николаевну (РГУФК)
- Тренера по плаванию Никитину Светлану Михайловну (РГУФК)
- Подругу Голованову Александру
и любимого
мужа.
Кто преодолел страх, тот научился плавать. Кто освободился от страха, тот научился нырять (с) Виилма Лууле