Ну что же, похоже, что вот и наступил конец, и в 2013 году будет закрыта наша вальдорфская группа, которой не хватило одного года, чтобы отметить свое 20тилетие.
Два дня назад состоялась встреча воспитателей и родителей нашей группы с начальником Управления по образованию города Балашихи Кондауровой Т. И. и начальником Отдела дошкольного образования этого же Управления Зерновой. Когда сообщали о встрече, то нам говорили, что данным чиновницам поставлена задача уладить конфликт с нашей группой, и мы наивно полагали, что ряд компромиссов с обеих сторон позволит нам договориться. Но не тут-то было. Первыми словами наших гостей были: У нас все должно быть по закону! В принципе, на этом можно было и закончить, так как эти слова, как мы поняли уже потом, означали: Никаких компромиссов!
Оказывается, по закону у нас не может быть разновозрастной группы от 4 до 7 лет, так как разновозрастная группа может включать только два смежных возраста (напимер, 3 и 4 года, или 5 и 6 лет). Говоря об этом, госпожа Зернова сслылалась на СанПин 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010, п. 1.9:
1.9. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
При комплектовании групп вместимостью до 80 детей оптимальным является:
- две смешанные группы детей смежного возраста (для детей раннего возраста, дошкольная);
(в ред.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164)
- две смешанные группы детей смежных возрастов и одна подготовительная.
Я не юрист и могу только предположить на основании прочитанного мной текста, что Зернова ввела нас в заблуждение, потому что в указанном выше документе говорится о рекомендациях по комплектованию групп вместимостью до 80 детей, а никак не о запрете на разновозрастную группу. Другой вопрос, что далее госпожа Зернова также сказала, что в разновозрастной группе должны работать три воспитателя вместо двух, но в нашем саду по Уставу в группе не может быть больше двух ставок воспитателей, таким образом, из этого также следует, что у нас не может быть разновозрастной группы, но только не потому, что закон не позволяет, а потому что отдельным чиновникам это неудобно.
Следующим камнем преткновения стал вопрос обучения нашей воспитательницы. Слава Богу, нашей любимой Елене
Геннадиевне уже больше 60ти лет. 20 лет она работает в группе и каждый год ездит на конференции и семинары по вальдорфской педагогике, тем самым повышая свою квалификацию. Она постоянно покупает и читает книги по этой системе воспитания и образования детей. И вот теперь ей предлагают пойти учиться. Но как предлагают! Это не кратковременные курсы повышения квалификции за счет работодателя. Это полноценное обучение в институте на средства самого педагога. Любому человеку понятно, во что оборачивается такое обучение: это очень длинная и дорогая дорога (учитывая наши пробки и стоимость проезда), это значительные средства на оплату обучения. Насколько законно, я уж не говорю об этичности, требовать от воспитателя с таким стажем и опытом идти на это обучение?
Третьим пунктом была программа, по которой занимаются наши дети. Оказывается, она должна быть определенной, конкретной, прадлагаемой Управлением образования, и никакой другой. Я не знаю, в каком законе об этом написано, чиновницы не потрудились показать и назвать нам пункт и номер закона. Когда родители и воспитатели стали говорить о прекрасных результатах той программы, по которой занимаются наши дети, о том, что наши дети готовы к школе даже лучше, чем дети в других группах, в ответ звучало только одно: Не положено! У вас не программа! Программа должна быть одобрена Министерством, как та программа, которую они нам навязывают. И тут тоже была ложь. Ни одна программа на данный момент не одобрена Министерством как основная для реализации в детских садах. Мы предлагали чиновницам посмотреть на наших детей, раз уж так им нужно, провести их мониторинг и на основании этого определять, годится ли наша программа для реализации в детском саду. Но их это предложение не устраивало. Ни разу они не предложили нам сесть вместе (вероятно, это логично было бы сделать в мирном русле совместно с воспитателем) и посмотреть, как можно совместить две программы, может быть, взять лучшее из обеих на благо детей. Но нет. Как всегда, дети интересовали представительниц власти в последнюю очередь. Главное - ЗАКОН.
Получается интересная ситуация. Нам говорили о том, что детский сад и управление по образованию - работодатели, воспитательница - наемный работник, а родители тут вообще никто и не могут иметь своего мнения о том, как занимаются с их детьми в детском саду. То есть, по-видимому, идеальный детский сад по мнению наших чиновников от образования это такая камера хранения ребенка - утром ребенка сдали чистеньким и здоровеньким, вечером ребенка родителю вернули таким же чистеньким и здоровеньким. А уж что там происходило целый день в саду - дело сугубо детского сада. Возможно, часть родителей устраивает такой подход. И замечательно! Для них в Балашихе существует множество детских садов, я бы даже сказала, что все сады - для них. Но есть небольшая часть родителей, для которых важно знать, что там, за закрытыми дверями группы, им важно готовиться к праздникам вместе со своими детьми, а не приходить гостями на утренник. Им важно отмечать выпуск из садика всей семьей в выходной день, потому что в рабочий день папа не может приехать с работы пораньше. Почему для таких родителей не может существовать одна единственная группа в таком огромном городе, как Балашиха? Ведь это самая настоящая дискриминация. Потому что детские сады существуют и на наши деньги тоже. Вот как раз частный сад может открыто диктовать свои условия и не обсуждать их с родителями, в то время как муниципальный сад _всегда_ должен опираться на мнение родителей. Но, опять же, кого это волнует. Управление по образованию города Балашихи вообще не считает родителей за людей. Оно, по-видимому, свято уверено в собственной непогрешимости, значимости и важности, а также в том, что родители не могут ничего понимать ни в детях, ни в их воспитании и обучении. А ведь в законе об образовании четко написано:
Статья 18. Дошкольное образование
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Какая же это помощь семье, если родители могут прийти в сад только на утренник?
Кроме того, в разговоре чиновницы неоднократно пытались выставить наших воспитателей в невыгодном свете перед нами, родителями, сводя разговор к тому, что делается в группе (их очень поразило, что дети могут шить сами не по наметке даже, а по иголкам!), а также к оплате труда воспитателей и тому, как они работают. Но удивить нас (или, возможно, они хотели "раскрыть нам глаза") им не удалось, так как один из коньков нашей группы - это тесное сотрудничество между воспитателями и родителями, от последних не скрывается ничего из того, что происходит в группе, мы можем в любой момент прийти в группу и будем желанными гостями, а не досадной помехой.
Также чиновницы говорили о государственных стандартах и о том, как наших дети идут в школу, когда покидают группу, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым школой. И тут тоже речь шла о великом и ужасном ЗАКОНЕ! Свидетельства большого количества родителей уже выпустившихся из сада детей не имели для этих женщин никакого значения. Они говорили о том, что в нашей группе не проводится мониторинг!!! И им было совершенно наплевать на то, что выпускники нашей группы отлично учатся в различных школах, и что независимый психолог нашего сада писал нашим детям отличные характеристики.
Что может являться наилучшим показателем работы любой организации? На мой взгляд,это ее востребованность обществом. А ведь в нашу группу люди писались отдельной очередью, и ходили, и просили воспитательницу взять их детей именно к ней. Именно в нашу группу детей возили и возят со всей Балашихи. Группа никогда не имела проблем с набором детей. Но разве это важно перед лицом ЗАКОНА, который олицетворяли гости нашей группы?
Также совершенно неважно оказалось и то, что воспитанники группы многократно участвовали в городских конкурсах и завоевывали первые места, совершенно не важным оказались все 19 лет работы группы без единого нарекания, без единой жалобы. "Мы не можем смотреть в прошлое" - говорили Зернова и Кондаурова, - "Мы работаем только год и не можем отвечать за то, что было до нас. Время изменилось, закон изменился!".
И вот так сидели мы, настоящие, прошлые и будущие родители и воспитатели этой группы, вложившие в нее нашу душу, наши силы, наше время, перед лицом ЗАКОНА в лице Кондауровой и Зерновой, и рассказывали о нас, просили помочь нам, пытались найти хоть каплю человека, женщины в их душах, хоть каплю поддержки, и хотя бы попытки помочь сохранить нашу группу, нашу семью, такую важную для нас и наших детей. Но нет, ни одной тени не пробежало по лицам чиновниц. Они были непоколебимы, они охраняли ЗАКОН в том варианте, как они его видят и понимают.
"Вы должны соответствовать, вы должны соответствовать" - твердили они.
"Но позвольте, - отвечали им родители, - Нашим детям тут хорошо. Нам тут хорошо. Почему наши дети должны соответствовать каким-то там вашим стандартам?"
"Вы должны соответствовать! Мониторинг три раза в год покажет! Работа психолога должна проводиться!" - говорили нам гости группы.
"У нас нет претензий к качеству образования, получаемому нашими детьми! Мы все время друг с другом общаемся, мы все знаем про наших детей. Почему наши дети должны кому-то еще что-то показывать и доказывать? Нам не нужны отдельные занятия с психологом, мы обращаемся к нему в случае проблем у наших детей." - говорили родители.
"Нет, вы обязаны работать с психологом! " - отвечали нам чиновницы. - "Вы не педагоги, вы не понимаете и не разбираетесь в воспитании и образовании детей!"
Я не знаю, что мы будем делать дальше, будем ли мы бороться за наши права дальше, или уйдем и организуем частный детский сад. Ведь это очевидно - сейчас от всей этой ситуации страдают дети. Находясь в стрессовой жесткой ситуации педагоги не могут полноценно заниматься с детьми и готовиться к выпускному (а наши дети делают серьезную выпускную работу, например, в этом году, они сами шью школьные пеналы). Родители не могут заниматься детьми, так как им приходится писать бесконечные письма и ездить на встречи. Мне очень грустно. Грустно от того, что закон, сухой закон, а точнее, трактовка закона отдельными людьми оказывается важнее, выше, главнее детей, родителей и воспитателей, важнее их чувств, желаний, достижений, опыта, важнее самой жизни.
И еще я не знаю, как буду объяснять 4хлетнему сыну, который в следующем сентябре должен пойти в садик, что вальдорфского садика, где он практически рос с года до трех, когда туда ходила его сестра, больше нет, и к Елене Геннадиевне он пойти не сможет.