Как-то летом, в очередной раз, смотря в карты, нам пришла в голову забавная идея - попробовать совершить небольшую «кругосветку» около Череповца. Сама идея носила авантюрный характер, маршрут проходим только в теории, новые места и вообще неплохой вариант для проведения выходных! Затея выглядела на бумаге примерно вот так: мы стартуем в районе Северного моста в Череповце, идём вверх по течению по реке Ягорба, выходим в озеро Колманское, проходим по реке Исток в сторону Ивачевского озера и оттуда по осушительным канавам пробуем попасть в озеро Пустынское, после чего через реку Конома выходим в реку Шексна и идём обратно в Череповец!
В мыслях план выглядел вполне реально, и мы в какие-то выходные июля решили воплотить его в жизнь! Прогноз погоды обещал хорошие выходные, компания собралась прекрасная, и к нам присоединился мой товарищ из Вологды, к которому я обычно летаю в Индию зимой в гости! Сам он с семьёй который год подряд летает на зимовку в Гоа, но лето проводит в России. Как раз сложилось, что жена с детьми у него уехали в деревню, и он смог присоединиться к нам.
Утром мы привезли к мосту наш набор байдарок и принялись за сборку. Пока парковали машины и ждали опоздавших, мы собрали наши плавсредства и встали на воду. Само собой с ветром нам повезло - при любом угле и направлении реки ветер дул ровно в лицо! Мы немного помучались, но вот с Ягорбы свернули в озеро Колманское, и стало немного получше. Ветер разгонял небольшую волну, да еще и само озеро не особо глубокое по виду, поэтому было даже интересно.
Уже на входе в речку Исток мы решили передохнуть. Берега вокруг плохие, ни одного нормального выхода с воды не смогли рассмотреть . Зато всякой живности с избытком - и птицы и рыба и насекомых всяких голодных в воздухе летает туча. Примерно в середине пути между Колманским и Ивачевским озерами проходит осушительная канава. В этом месте построен небольшой мост, правда, не очень понятно, куда выходит тропа, потому что следов летнего использования не видно, возможно только зимой здесь кто-то бродит.
В этом месте мы решили разделиться - часть байдарок пойдет слева от насыпи, по которой когда-то ехал экскаватор, который копал эти канавы, а часть справа, чтобы понять масштабы трагедии и если что, то перебраться на другую сторону насыпи. Нужно сказать, что метров через 150 канава уже весьма уменьшилась в размерах и по какой-то причине в эту же канаву с Истока влетела лодка на моторе, но развернулась и ушла. Кто это был и какую цель они преследовали - мы не знаем. Может рыбаки из любопытства, может рыбнадзор решил поработать, а может и кто-то пробовал попасть из озера в озера по навигатору.
В какой-то момент у ребят, идущих справа, канава закончилась, и они решили перебраться на нашу сторону, едва не наступив на гадюку. Буквально сразу же прямо на берегу канавы мы увидели еще одну гадюку, которая ела какую-то то ли крысу, то ли выдру, то ли еще какое-то шерстяное животное. Настроение резко сменилось на осторожность, но свой путь мы продолжили. Вскоре мы уперлись в небольшой бобриный завал, через который труда перебраться не возникло, но за ним был завал посерьезнее, где можно было даже погулять и размять ноги, но вспоминая о гадюках, мы решили, что в байдарке оно как-то безопаснее.
Через совсем небольшой промежуток времени наш экипаж уперся в стену травы выше человеческого роста. Я достал навигатор и сверился с картами - нам нужно продолжать движение прямо, а это всего лишь перекресток между насыпями. Пришлось запрыгивать на берег, хорошо постучать ногами по земле, чтобы перепугать всех змей и, уложив в разные стороны веслом траву, перебраться на другую сторону канавы. Не сказать, что увиденная картинка нас порадовала - канава стала совсем узкой и дальше мы уже кинули весла и просто цеплялись за траву по берегам, чтобы протаскивать лодку дальше.
В конце концов, и этот метод утратил актуальность, потому что канава высохла практически полностью, и по ней дальше уже возможности идти не было. Навигатор говорил, что нам нужно еще пройти 1,2 км прямо, чтобы выбраться в озеро Пустынское. Я выбрался из лодки и пробрался на правый берег в надежде, что тропа от моста проходит и до этих мест. Благо, что не ошибся и дальше уже байдарки ехали на нас, а не мы на них.
Первая часть пути была вполне нормальной по относительно сухой земле, а вот ближе к озеру началось мое любимое болото. Так как мы шли первыми, то провалился несколько раз я тоже первым! Ноги стали похожи на черные колготки от грязи, но зато не кусали всякие слепни, оводье, комары и мошка, которых было огромное количество вокруг нас. Мы попробовали спустить байдарку в канаву обратно, но эта затея с треском провалилась, и пришлось ползти дальше по грязи.
Во время отдыха я решил сбегать до озера, чтобы посмотреть по какой именно тропе идти и можно ли как-то срезать наш путь. С болота этого не было видно из-за высокой травы. Пока я играл в разведчика, одновременно накормив собой пол леса насекомых, ребята дотащили к канаве байдарки и мы продолжили путь к воде. Радости не было предела - дул ветерок, была чистая вода, чтобы отмыть от себя слой торфа и грязи и не кусали всякие летучие гады. Мы сумели добраться до озера Пустынское.
Вообще для меня река Конома не несет в себе сильно приятные воспоминания. Все разы, которые мы по ней сплавлялись, это было холодно, грязно, по несколько десятков клещей и в конце обязательный треш перед Шеломово. То шел дождь, то шквальный ветер с волной, то встречный ветер, то еще какая-нибудь беда. Этот раз не стал исключением, хотя и все прошло проще, чем в прошлые разы. Дул встречный ветер и скорость передвижения резко упала. Благо, что погода была хорошая и хотя бы природа вокруг радовала глаз. Только под самый вечер мы сумели добрать до ж/д моста возле Шеломово.
До этого момента мы так толком еще и не ели с утра. Отправили десант в магазин, а сами на скорую руку приготовили наши запасы, которые были с собой. Сильно засиживаться здесь мы не планировали - нужно еще найти где-то место для ночевки. Отправили на электричку одного из моих друзей, потому что ему нужно было ночью работать (на которую он все равно не успел, потому что расписание электричек, видимо, составлено было для каких-то других людей и по итогу за ним приехали из города на машине), а мы продолжили свой путь.
Забавной задачей оказалось пересечение фарватера, и уход под левый берег реки Шексна. Ветер не унимался и мы бодро и весело, смотря на приближающийся "Волгобалт", попрыгали по волнам ближе к берегу. Чтобы найти полянку для ночевки пришлось пройти еще пару километров, но она нашлась и даже вполне большая. Местные рыбаки, видимо, люди сильно порядочные, а потому мусора по всем углам было предостаточно. Действительно, все же за рыбой ездят - зачем природу беречь. На худой конец мусор до костра донести - это же почти подвиг. Поэтому сначала мы пылесосили лес от мусора, а уже после стали отдыхать после тяжелого дня.
Ночь прошла без дождя и я не пожалел, что поставил от палатки только внутреннюю часть с сеткой от комаров и мошек. Мы позавтракали, свернули лагерь и отправились в дальнейший путь. В этот день я шел один, предварительно загрузив нос байдарки тяжелыми вещами, чтобы не перевешивало. Примерно через пару часов борьбы со стихией начали закрадываться первые сомнения в здравости поступка, потому что ветер не унимался, и скорость была почти никакой.
Лопатили воду примерно до обеда. После коллективным решением приняли сторону версии, что нужно финишировать в Нове, потому что с таким ветром и волной на большой воде нам делать нечего. В результате вызвали машину, и пока она ехала, собрали все наши вещи на местном пляжике. Конечно, круг мы так и не замкнули, но уж очень погода была против нас. Зато теперь мы знаем, что пробраться и завершить такой маршрут вполне реально! Может быть когда-нибудь по большой воде мы и попробуем еще раз повторить, но пока что нам хватило!