"В качестве культурной поездки в Житомир можем предложить вам поездку в Бердичев"

Mar 17, 2008 19:36

Одно дело, когда ты там живешь. И совершенно другое - когда тебе пришлось ехать самым обычным туристом. Совершенно другие впечатления, смотришь на все совершенно другими глазами. Все чужое и немножко пафосно-возвышенное, наверное, потому что ты заранее настроен на позитив.

Сколько себя помню - Бердичев всегда начинается с Осыкова. Едешь, смотришь в окно. Когда слева на воротах появляются яркие лубочные картинки - значит скоро Бердичев.
В этот раз Бердичев почему-то начинается аж за Гришковцами, на горбатом мосту. Маршрутка полупустая и удивительно тихая. Возможно, на музыку просто не обращаешь внимания.
Город встречает странными ощущениями - с одной стороны древность, с другой - ощущение детства.
На выходе из маршрутки первым на глаза попадается старьевщик с книгами. В рюкзак перекочевывают «Азербайджанские сказки» 1956 года издания, с удивительно нежными карандашными иллюстрациями, и памятный еще по детству сборник советских рассказов о собаках. В далеком детстве у меня был такой же. В общем-то, это именно он, украденный из библиотеки :) и с моими карандашными пометками на полях - читать от сих до сих, а потом этот кусок выкинуть.
Путешествие начинается только сейчас.
Справа базар - слева парк культуры. Парк вызывает из памяти детский страх перед ржавыми остовами качелей. На месте старого упавшего здания строится новый торговый комплекс. Пока только железный остов и кран. Возле стройки стоит лавочка. Чтоб строителям было где посидеть и отдохнуть. На котлован выходит дверями маленький частный домишко - характерный архитектурный стиль, характерный серо-желтый кирпич. Двое рабочих в комбинезонах забивают синюю дверь досками.
Направо - к монастырю босых кармелитов, но нам пока не туда.
У входа в Парк Культуры - памятник Шевченко. Безэмоционален. На шее у каменного шевченко - зеленая корзина. Стоишь и думаешь - и кому оно было надо туда карабкаться? Дополняет окольцованного шевченко рисунок на стене «Стрілецького тиру» - косые стрелки стреляют из кривых ружей в перекошенную мишень. Картина новая и подкрашенная, но тир закрыт с незапамятных времен.
Везде характерные бердичевские деревья - снизу пенек, сверху - веник. Если веника нет - значит, обрезали в этом году. Если есть - значит, еще не добрались.
Универмаг по-прежнему убог. Внутрь не заходим, хотя, возможно, это исправило бы впечатление.
Солнечно, на время расходятся тучи. Церковь из местного желтого кирпича на фоне синего неба. Выглядит величественно. Хотя, наверное, слово не то. Просто хочется смотреть и смотреть. До колокольни (а может просто башенки?) два пролета, в каждом видна обветшалая деревянная приставная лестница и насквозь - по-весеннему бирюзовое небо. Небо - это и есть Бог…
Сбоку стрельчатые окна, широкий купол и балкончики-уступы. В детстве все казалось огромным. Сейчас почему-то небольшим и уютным.
На чьем-то балконе цветы - желтые, красные, фикус в кадке. Может и искусственные, но все равно красиво…
Дворики, дворики, дворики. Одесские. Или питерские. Или бердичевские. Они везде одинаковые и везде разные. Облупленные розовые (желтые, белые) стены, окна-бойницы, двери, лестницы, ниши и арки, облезлые двери, кусты, забытый цветной мяч на сером асфальте, белье вывешенное на окне, крохотные балкончики, цветы, цветы… Не передать никаким описанием. Время будто остановилось. Там всегда ранняя весна, там всегда конец 19 века. Там всегда старушки соседи и мамаши в выводках детей. Подснежники за ржавым забором, за голубым - крокусы, за обваливающимся деревянным - пробиваются тюльпаны.
Перед Святой Варварой - рекламный щит. Турагентство «Аленушка». Музей трудового коллектива завода «Прогресс». Вывески начала 20 века. Не позже.
Варвара не впечатляет. Слишком новая, розовая и кубическая, хотя и памятник архитектуры. Древностью не пахнет, хотя и клумбы во мху, и камни сложены кучками, и дева Мария в каменной нише какая-то не по-нашему печальная.
Все в вербных пучках. У них праздник. Торгуют все.
В городке удивительно чисто. Мусорок мало, но на земле не валяется всякого. Или хорошо убирают, или не мусорят.
В кинотеатре «Аллигатор» и «Имя Розы». Утверждают, что премьера. Бюстик какому-то наркому заботливо покрашен серебрянкой. Под бюстиком корзина.
Под Лениным тоже корзина. Видимо, у них тоже Вербная. Или какой-то другой праздник.
Ленина во время выборов я как-то не заметила. Видно, было слишком темно. Памятник потрясает массивностью (куда там шевченку!) и… чистотой. Такое ощущение, что время не коснулось.
Слева - дворики, справа аллея с традиционными пеньками. Где-то в конце аллеи, говорят, есть красивая арка. Идем искать.
Улица именуется Улицей Карла Либкнехта. Пытаемся вспомнить кто такой. Кроме информации что «кто-то известный» сведений нет.
Магазин «Золото і одяг» сверху украшен колоритным осыпающимся балкончиком, тур агентство Аленушка соседствует с наркодиспансером и задним двором автозаправки (надпись на стене - 308В - решили на себе не проверять), фирма металлопластиковых окон имеет резную деревянную дверь, столь древнюю, что слой краски на ней уже толще слоя дерева. Внушает недоверие ко всему торговому комплексу.
У входа в педагогический колледж две огромные ели, и пластиковые окна колледжа почему-то совсем не создают ощущения современности в контрасте с замшелым кирпичом.
Гостиница «Дружба», парикмахерская «Салон». Смена вывесок на новые смысла не меняет.
На стенах «Прогресса» - мемориальные доски в честь победителей социалистического соревнования, над зданием - красная пятиконечная звезда на палочке, давно не крашеная, но впечатляет. За проходной - аптечный киоск и банкомат.
Арка хоть и крашена - не впечатляет. Нет ни масштабности, ни красоты.
Поворачиваем назад в монастырю. Спускаемся на Свердлова через Богунскую и бывшую Фрунзе, ныне Волочаевскую. Ничего особенного на Свердлова нет, но не побывать в своем детстве я не могу.
Любимая детская площадка-крепость возле бывшего Детского мира кажется маленькой и неуютной. Детский мир уже давно не детский мир и на площадке давно не гуляют дети, здесь все обветшало и обжито только алкоголиками и наркоманами. На месте детского кафе - дешевые продукты за бронированной дверью.
Над Красной горкой туман; на остановке сиротливо треплется на ветру объявление о потерянной собаке.
Здесь все пахнет детством, старыми знакомыми, сломанным велосипедом, лужами во дворе, сырыми подъездами, грачами, «левадами», первыми цветами и первой любимой собакой - пусть не моей, а соседской.
Здесь давно все не так, хотя старая ива все еще растет. Но «халабуда» на ветках давно обжита другими детьми.
Дом детского творчества ощущается как дворец пионеров, чему немало способствует Ленин на фасаде и девиз «Всегда готов!». Тянет в дворик «Дома творчества», но время уже поджимает.
В одном из двориков на подходе хватает за руку женщина - «вы не фотографируйте, лучше квартиры дайте, у нас все валится». Непонятно, за кого принимает, но хочется посочувствовать - дворик действительно убог, хоть и колоритен.
Ниши дома, дворики, откуда-то слева выплывает здание монастыря-крепости, подсвечивается солнцем из-за тучи, оранжевая стена, зеленые купола. Над куполами Мария. На тропинке к монастырю приостанавливаюсь; идущий навстречу бородатый мужчина радостно улыбается, видно, привык к туристам. Его можно принять за монаха, но на нем обычная тертая зеленая куртка.
Монастырь оказывается женским. Осматриваем только двор, потому как одеты не так, чтобы нас пустили внутрь. На здании табличка - художественная школа. Стекла давно запыленные, некоторые выбиты. Стена все так же сыпется. Ветер. Памятник погибшим во дворе. Кирпичная стена резко контрастирует с беленой. На кирпиче растет трава. Внизу речка. Над сваями рыбаки. Все обычно. И все не так.
Дорога назад на маршрутку. У рынка нас провожает тяжелым взглядом старый полуслепой пес кавказской породы. Как весь город - желто-серый и очень древний.
Уезжаешь с целым ворохом впечатлений - и непонятно, почему оно все так цепляет.

Принимаешь решение для себя - пора собраться и поехать во Львов

Фотоотчет по ссылке http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=18861387&s=1

отчеты, Бердичев, поездки

Previous post Next post
Up