(no subject)

Oct 18, 2014 04:01

пересмотрела «Artificial Intelligence» (наконец-то заставила себя досмотреть его с начала до конца, чего после первого просмотра сделать никак не удавалось). потом пошла и перечитала все три рассказа Олдисса, легшие в основу фильма (для тех, кому интересно, тексты рассказов тут: один, два и три, рассказы очень коротенькие), в очередной раз ужаснулась. честно говоря, когда смотрела его в первый раз, довольно поздно после выхода фильма уже, думала, что вот это вот восприятие, как чего-то очень страшного, связано с тогдашними обстоятельствами (весна 2009 все-таки была... не очень уж светлой и радостной). оказалось, что нет. время прошло, ощущение осталось.
совершенно не понимаю тех, кто считает этот фильм «отдыхалочкой», «доброй и светлой сказкой», «нежной мелодрамой», и т.п. для меня это один из самых страшных фильмов, которые я когда-либо видела, в одном ряду с ним могу поставить разве что «Лабиринт фавна», хотя, пожалуй, «Лабиринт» все-таки чуть полегче ощущается.
один из самых страшных не как ужастик про ходячих мертвецов или триллер про убийство, а как история о крушении надежд, история о бесполезных поисках, бесполезном упорстве, история о тех, кого легко приручить и так же легко выбросить из своей жизни, убить, сломать, как игрушку. история о том, что счастье, которого так долго добиваешься, бывает только на день. не больше. а после этого дня не бывает больше ничего.
кто-то может умиляться упорству робота-ребенка в поисках мечты, Голубой Феи, желанию «стать настоящим», а мне от этого бесплодного поиска становится страшно. потому что погоня за объективно невыполнимой мечтой неизбежно ведет к разочарованиям: половинный результат таких упорных не устраивает, а полного не получится никак, потому что это АБСОЛЮТНО невозможно. да и само это упорство смотрится не «мило»: это выглядит капризом избалованного и невоспитанного ребенка (чем в общем-то и является, если посмотреть на рассказ-источник), которому совершенно все равно то, что происходит вокруг, а интересно только исполнение своего каприза, и неважно что это исполнение разрушает все то, к чему этот самый ребенок стремится. жутко именно в этом ключе выглядит одна из предфинальных сцен, где главный герой крушит все вокруг с криком «это Я настоящий, Я уникальный, я, а не кто-то другой». причем в фильме она более мягкая, чем в тексте, где в утверждении своей «уникальности» и «настоящести» герой фактически убивает тех, кого «любит».
но, несмотря на страх, который у меня вызывает этот фильм, я, пожалуй назову его одним из лучших, которые видела. потому что цепляет и запоминается. а еще потому что название рассказа-источника «Суперигрушек хватает на все лето», ни разу и нигде не упоминается в фильме, зато прекрасно читается в восприятии: мы играем друг другом, как игрушками, а игрушки так легко сломать.
а вот пересматривать еще раз в ближайшие лет пять вряд ли буду. слишком уж неприятный осадок от него остается.

вышенаписанный сумбур является абсолютной имхой.
поэтому хоть, может, я и «усложняю», но думаю именно так.

мысли вслух, рецензия, фильмы, прожизнь, отчеты, психо-нелогичное

Previous post Next post
Up