В феврале 2014 года в Государственной Думе были зарегистрированы три законопроекта об упрощении приема соотечественников в гражданство РФ - от каждой фракции, кроме фракции правящей партии.
На 21 марта планировалось начать рассмотрение проектов в первом чтении, которое так и не состоялось.
1 апреля Дума принимает в первом чтении проект Правительства РФ, принципиально отличающийся от предыдущих. В случае принятия четвертого проекта Советом Федерации и подписания его президентом, на долгие годы будет поставлена жирная точка в разговорах о предоставлении русским гражданства России.
22 февраля 2014 года, в субботу, пропадает президент Украины.
24 февраля, в понедельник, депутат фракции ЛДПР Дроздов И.Ю. вносит в Государственную Думу законопроект №458224-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Суть проекта: граждане Украины русской национальности, члены их семей принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке. Необходимо подтвердить документально, что хотя бы один из предков был русским по рождению (как - не уточняется). Срок рассмотрения заявления 6 месяцев. Заостряется внимание на возможности получения русского гражданства гражданами Украины, чтобы сократить численность беженцев.
25 февраля свой законопроект №460255-6 вносит КПРФ, депутат И.И. Никитчук. Позднее к Никитчуку присоединяется коммунист С.А. Гаврилов.
Суть проекта: русскоязычные граждане государств бывшего СССР, проживающие на территории этих государств и подвергающиеся дискриминации, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке. Срок рассмотрения заявления 2 месяца. Акцент в законопроекте делается на правовой защите соотечественников, проживающих за пределами России.
28 февраля 13 депутатов фракции партии Справедливая Россия, включая ее руководителя Миронова С.М., вносят свой законопроект №462855-6.
Суть проекта: граждане Украины принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они заявят о своем желании приобрести гражданство РФ до 1 августа 2014 г. Срок рассмотрения заявления 2 месяца. Внимание акцентируется на возможности русскоговорящих граждан Украины перейти под юрисдикцию и защиту РФ без отказа от гражданства Украины. Этот проект был возращен Советом ГД, поскольку кроме того предусматривал освобождение граждан Украины от уплаты госпошлины при приеме в гражданство РФ.
11 марта уже 28 депутатов от Справедливой России вносят исправленный проект, №469683-6, отличающийся от предыдущего, помимо наличия госпошлины, тем, что не содержит ограничения по времени подачи заявления о приеме в гражданство РФ.
Все три законопроекта направлены на правовую защиту соотечественников, проживающих за пределами РФ, в первую очередь, в Украине. Все три - крайне актуальны и долгожданны. Каждый со своими преимуществами. Самый масштабный, долгоплановый, простой и доступный проект предложен Коммунистической партией.
Тем временем, лидер правящей партии, председатель Правительства РФ Медведев Д.А. вносит свой законопроект, №469727-6, о введении упрощенного порядка приема в гражданство РФ “носителей русского языка”. Проект регистрируется в Думе 11.03.2014 года в 19:53, но в системе поиска по законопроектам появляется с задержкой.
Первые впечатления при ознакомлении с проектом Медведева: 1) совершенно не вписывается в атмосферу, созданную СМИ и правительством на фоне возвращения Крыма, усиления фашизма в Украине, национально-освободительного движения Юго-Востока Украины; 2) принципиально отличается от трех законопроектов, предложенных депутатами; 3) антипатриотический; 4) слишком громоздкий, пронизанный бюрократизмом, чиновничеством и юридически изворотливый, чтобы не быть непринятым Думой; 5) неприятное предчувствие очередного предательства и начавшихся глобальных перемен в политике руководства России, декларируемой последние месяцы представителями власти. Такой проект могло сочинить, действительно, лишь лицо, которое кроме как носителем русского языка никак не назовешь.
Суть проекта: лицо, родственники которого, либо оно само, проживали на территории СССР, имеющее признаки носителя русского языка, после прохождения комиссии по обнаружению таких признаков и усмотрения комиссией признаков носителя, имеет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, если это лицо-носитель постоянно проживает на территории РФ и откажется от своего гражданства. Для облегчения отказа от гражданства предусматривается выдача носителю уведомления о возможности приема в гражданство РФ. Предусматривается возможность получения визы для приема в гражданство РФ и оформления вида на жительство с обязательством подать заявление о приеме в гражданство РФ. Срок рассмотрения заявления 3 месяца.
Все законопроекты планировались к рассмотрению Государственной Думой в марте 2014 года.
С момента внесения последнего (четвертого) проекта в Думе начинают происходить метаморфозы. Депутаты, которые еще недавно внесли свои законопроекты о гражданстве, начинают готовить поправки к проекту Правительства РФ, который в основе своей противоречит трем первым проектам.
31 марта Совет ГД принимает решение внести на рассмотрение 1 апреля только четвертый - правительственный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
1 апреля проект Медведева принимается в первом чтении - “за” проголосовали вся фракция ЛДПР, вся фракция Единой России (3 депутата не голосовали), вся фракция КПРФ (1 депутат не голосовал, Гончаров В.И. воздержался). Поразительное единодушие.
Лишь фракция Справедливой России высказалась против (55 из 64 депутатов).
Некоторые депутаты высказали то, к чему приходит каждый здравомыслящий человек, следящий за историей «гражданства для соотечественников». В частности, Олег Нилов в своем выступлении отметил:
“... претензия номер раз к тому, что важнейшие решения принимаются не на основании регламента, не на основании закона, а на основании мнения комиссии. Комиссия собралась, замечу, в пятницу на прошлой неделе, когда депутаты должны были работать в регионах. Сегодня (вторник) выносится так: бегом первое чтение, и уже объявлено, что четвертого будет второе чтение.
Важнейшие вопросы нельзя принимать в таком порядке, тем более Вы находитесь на страже законности и регламента, Владимир Николаевич [Плигин, председатель комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству], поэтому претензия к Вам, нельзя так работать с основным законом. Это основной закон - о гражданстве.
... у нас сегодня десятки миллионов мигрантов усложняют жизнь коренному населению наших республик. Не сомневайтесь, они будут пытаться воспользоваться этой лазейкой.
... какие-то полупонятные определения. ... мы не можем понять, кто такой - носитель языка. Давайте дадим чёткое определение, куда спешить? Неужели нет филологов в этом зале? Их нельзя было найти Правительству?
А будет решать комиссия, которую в регионах создадут. И замечаю: решение окончательное, обжалованию не подлежит. ... А если не проходит собеседование, то через год можно опять прийти на пересдачу. ... получается, если ты не носитель русского языка, за год сможешь стать таким носителем? Где, в каких вузах дают такое образование? Всю жизнь у нас многие депутаты не могут выучить один язык на элементарном уровне, а тут носителем можно стать за один год.
... Наше требование номер один - обозначить не двусмысленно, как здесь написано про территорию СССР. И каким документом это должно быть доказано, а не просто свидетельское показание соседки, ... чтобы не попадали сюда те миллионы рвущихся на территорию Российской Федерации граждан, которые когда-то были нам товарищами, а сегодня, как господа из Азербайджана голосуют против России и за исключение её из международных организаций.
Вот сделайте так, чтобы уже не было сомнений ни у граждан, ни у депутатов в основной цели, которая заявлена в преамбуле и её юридико-технической реализации.”
(полный текст spravedlivo.ru/5_58999.html)
Но и мнение Справедливой России быстро меняется. Тот же О.Нилов предлагает ряд поправок к проекту Медведева, которые не уступают в стилистике и изощренности самому проекту. В частности, назвать русских не носителями, а распространителями русского языка. Такого же рода поправки предлагаются некоторыми другими депутатами.
11 поправок отклонено, 3 поправки, которые внес Плигин В.Н. (Единая Россия), приняты. Основная поправка: лицо признается носителем, если оно или родственники по прямой линии постоянно проживали на территории, очерченной современной государственной границей РФ (включая Крым). Немаловажной поправкой является обязанность носителя отказаться от гражданства прежде, чем просить вид на жительство в РФ.
Были учтены, но, фактически, не приняты, также, 2 поправки, внесенные депутатами Справедливой России, касающиеся территории: Миронов С.М., Емельянов М.В., Левичев Н.В., О.А.Нилов предложили исключить русских, проживавших в Карелии. Единая Россия оказалась справедливее Справедливой.
4 апреля проект Медведева принимается Государственной Думой во втором и третьем чтениях большинством - 98% процентов голосов (!). Против проголосовали: Дмитриева Оксана Генриховна, Петухова Наталья Рэмовна, Ушаков Дмитрий Владимирович, Хованская Галина Петровна (Справедливая Россия). Не голосовали 5 депутатов - 4 из Справедливой России, пятый - неизвестен.
Учитывая скоропалительность принятия Думой проекта Медведева, мало сомнений, что он будет отклонен Советом Федерации или не подписан президентом.
Итак, для получения русского гражданства нужно будет стать носителем русского языка, отказаться от гражданства и иметь место жительства в РФ.
Проект Медведева рассчитан на тех, кто фактически уже проживает на территории России.
Новым законом смогут воспользоваться те носители, которые не подвергаются дискриминации и могут оставить родных, не опасаясь за их жизнь и здоровье, имущество, недвижимость, не боясь за его сохранность, и у которых есть дружные родственники в России, крепкая диаспора; а также, желающие переехать в Россию, в первую очередь, из меркантильных побуждений, а не налаживать жизнь в другом государстве. Русскоязычные граждане, проживающие в Украине, в эту схему вписываются в последнюю очередь. Поэтому эффект после принятия проекта Медведева будет соответствовать тому, о чем говорил депутат О.Нилов 1 апреля.
Основная помощь, которая требуется соотечественникам, русским, оказавшимся “за границей”, - это не повышение зарплаты и пенсии - мысль, которую навязывают все СМИ, а правовая защита. Имея русское гражданство, люди, даже проживая за пределами России, чувствовали бы себя полноценными гражданами, с которыми любая власть обязана была бы считаться. Им не пришлось бы срываться с места и просить убежища. Именно это предусматривали три депутатских законопроекта.
В совокупности с некоторыми другими законопроектами, например, проектом С.В. Иванова (ЛДПР) от 31 марта о введении уголовной ответственности за несообщение о втором гражданстве, новая правительственная система не упрощает, а наоборот, ужесточает процедуру принятия гражданства.
Привлекательнее выглядел бы даже вариант отзыва всех четырех законопроектов, чем принятие четвертого, правительственного, законопроекта, который только добавляет русским и русскоязычным гражданам новые мытарства.
Все эти законодательные перемены сопровождаются крайне скудными комментариями СМИ. Только в программе «Время» 4 апреля вскользь упомянули о новом законе, как о чем-то незначительном. Все.
Что заставило депутатов кардинально и единогласно поменять свое мнение за считанные дни - от полного неприятия к стопроцентному одобрямсу - вот основной вопрос, который, может, важнее принятого законопроекта. Создается впечатление, что для этого существовали весьма веские причины, о которых предпочитают не распространяться. Правительственный проект может привести к появлению миллионов нелегальных русских беженцев. Остается надеяться, что это не является целью принимаемого закона.