Невский проспект протянулся на 4,5 км - от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. На Невский проспект выходят фасады 240 зданий. Многие здания с историей. Одно из знаковых и красивых зданий Петербурга - дворец Белосельских-Белозерских. Современный вид дворец получил в 1847-1848 годах. Фасады дворца выполнены в стиле барокко, как и большинство залов.
Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте, выйдя замуж за князя Василия Кочубея. Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров.
Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы. Иногда они устраивались только для семьи императора. Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист. Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.
Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.
01.
В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра. Здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р. Мартынова, проводятся выставки, действует экспозиция восковых фигур. С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям. Некоторые из них занимает Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр. В 2001-2002 годах был отреставрирован фасад здания. В 2004-2005 годах - парадная лестница, картинная галерея и дубовый зал. (Подробно об истории дворца здесь:
https://walkspb.ru/zd/nevskiy41.html)
Фасад дворца украшают терракотовые фигуры атлантов.
02.
******
Один из знаменитых коней Клодта на Аничковом мосту. Кони были установлены на мосту в 1850 году.
03.
******
На углу Невского и Литейного проспектов красивое здание - это дом А.М.Туникова, потомственного почётного гражданина, купца, для которого в 1870 году находящийся здесь четырёхэтажный дом был перестроен. Архитектор Е.П. Варгин создал для него фасад в стиле эклектики. В 1874 году по проекту архитектора Ю.О. Дютеля дом надстроили пятым этажом, устроили дугообразные фронтоны.
В 1870 году здесь жил А. Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолёта. В 1910-х годах участок принадлежал совладельцам А. А. Марковой, Е. А. Карпитской и З. В. Четыркиной. Здесь занимали помещения Художественно-промышленное бюро, кинотеатр "Премьер", ломбард, склад изделий товарищества резиновой мануфактуры "Треугольник". После войны здесь работал магазин почтовых марок, гастроном. Со стороны Литейного проспекта - магазин "Книги социалистических стран". (Сведения отсюда:
https://walkspb.ru/zd/nevskiy78.html)
04.
******
Первым хозяином этого участка на Невском проспекте стал оберполицмейстер П. В. Лопухин. После Лопухина им владел купец П.И. Зверков. Для него в 1783 году здесь был построен трёхэтажный каменный дом с фасадом в классическом стиле. В доме Зверкова жил внучатый племянник князя Г. А. Потёмкина-Таврического граф С.П. Потёмкин.
Граф Сергей Павлович Потёмкин (1787-1858) - последний представитель графского рода Потёмкиных, московский барин пушкинского времени, ценитель искусств, литератор-дилетант. Современники считали его одним из наиболее компетентных ценителей драматического искусства, поэзии, музыки и архитектуры, в его гостиной собирались многие театральные знаменитости, которые прислушивались к советам Потёмкина.
05.
В первой половине XIX века домом владела Е. И. Вельцына, затем потомственный почётный гражданин И.П. Лесников, художник И.П. Беггров. В 1895 году у Беггровых участок приобрёл Азовский коммерческий банк. В 1896-1896 годах для банка был построен новый дом по проекту архитектора Б. И. Гиршовича.
Кроме Азовского коммерческого банка здесь работало правление Азовского пароходства. В 1901 году банк обанкротился, здание перешло вновь созданному Северному банку. В 1910 году Северный банк объединился с Русско-Китайским, новое финансовое учреждение стало называться Русско-Азиатским банком.
В 1909-1910 годах архитектором А.К. Шпигелем в доме были расширены парадная лестница и операционный зал. В это время банк возглавлял заводчик А.И. Путилов. В 1912-1914 годах он создал мощную сеть военно-промышленных заводов, к 1917 году став первым в России по основным активам, кредитам, вкладам и счетам. Банковским это здание продолжало оставаться и в советское время. В 2000 году дом был приспособлен под магазин "Невский подиум", а затем "Plato". В 2003 году на время реставрации дома № 28 сюда переехал Дом Книги. (Сведения отсюда:
https://walkspb.ru/zd/nevskiy62.html)
******
Дом Жадимировского (А. А. Меншикова).
06.
История дома такова. В 1780-х годах на этом участке по Невскому проспекту и Караванной улице был построен доходный дом для купца Жадимировского. Здание имело три этажа и классический фасад. В 1790-х годах дом приобрели дворяне Меншиковы.
В 1822 году из поездки по России вместе с наследником престола великим князем Николаем Александровичем вернулся и его воспитатель В. А. Жуковский. Он искал себе жильё около Аничкова дворца, дабы ему было удобно добираться туда как до места своей работы. Место такое нашлось - квартира в этом доме. Для своего кабинета Жуковский выбрал самую просторную и светлую комнату, выходящую окнами на Невский проспект. Квартиру Жуковский снимал вместе со своими родственниками, супругами Воейковыми: А Ф. Воейков (поэт, переводчик, редактор газеты "Русский инвалид"), его жена А А. Воейкова (племянница Жуковского). Литературный салон Воейковых посещали А.И. и Н.И. Тургеневы, Н.И. Греч, Н.А. Бестужев, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин.
В 1881-1882 годах для коллежского асессора А.А. Меншикова архитектор В.А. Пруссаков перестроил здание. Дом был надстроен двумя этажами и стал пятиэтажным.
В начале XX века здесь были: магазин мебели и отделки квартир Я. и И.Кон, техническая контора инженера Р. Э. Эрихсона, магазин, контора и склад фирмы "Спорт", крупнейший магазин шоколадной фабрики "Г. Ландрин", контора фотографа А. О. Дранкова (одного из первых кинопостановщиков).
Между февральской и октябрьской революциями 1917 года в здании работала редакция газеты "Новая жизнь", издававшаяся Горьким. В 1918-1919 годах её помещения занимала редакция первого крупного советского издательства "Всемирная литература", переехавшее отсюда на Моховую 36. Это издательство было создано по инициативе Горького и Луначарского. Регулярно, по вторникам и пятницам здесь собирались члены редколлегии: А. А. Блок, К. И. Чуковский, М. Л. Лозинский, академики Я. Ф. Ольденбург, Н.Я. Марр и другие. Кабинет Горького находился на третьем этаже, в помещении с эркером. (Сокращённые сведения отсюда:
https://walkspb.ru/zd/nevskiy64.html)
*******
Это одно из знаковых зданий Петербурга - Елесеевский магазин, построен в 1902-1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». Подробно об истории здания здесь:
https://walkspb.ru/zd/nevskiy56.html07.
На фасаде установлены четыре скульптуры - «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Справа скульптура "Торговля", слева - "Промышленность". Автор скульптур А.Г. Адамсон (1855-1929) - российский и эстонский скульптор. Одна из его известных работ - памятник броненосцу "Русалка" в Таллине, другая его известная в России работа - памятник затопленным кораблям в Севастополе.
08.