Пересказ
Kobold Guide to Gamemastering, глава четырнадцатая. Курсивом даны мои комментарии.
Перевод представлен в ознакомительных целях, все права принадлежат правообладателям.
Искусство актёрской игры.
Автор:
Стефан Покорны(й) (Stefan Pokorny) О выгодах, которые могут принести отыгрыш и реквизит.
Консультант в лагере лучников(?) выдал Стефану карточку параметров 4х6 и 4 шестигранных кубика. «Бросай по порядку для каждого из шести атрибутов, прописанных в карточке. И не мухлюй, я узнаю, если попытаешься». Таким было началом его грандиозного романа с РПГ. Это был конец 70-х, автору было едва ли 12 лет. Три десятилетия спустя игра, изменившая его жизнь, кажется важнее, чем когда-либо. «Настоящий мир» меняется. Новое поколение молодых игроков, выросшее, когда компьютеры стали обыденностью, с любопытством смотрит на эту «аналоговую» игру с забавными кубиками, историями и магией. Видеоигры, особенно крупные многоползовательские проекты, невероятно популярны, они сделали механики и термины олдскудльных РПГ привычными для новой аудитории. Самые большие РПГ менялись и развивались все эти долгие годы и с ними изменились и методы Ведущих.
Стефан считает себя одним из энтузиастов, которые построили игру согласно своим желаниям, как завещал Гэри Гайгэкс: «но только вы можете создать из неё шедевр, ваше собственное приключение». Стефан ещё подростком принял этот вызов всем сердцем, придумывал всё с нуля, а затем перерабатывал плоды своих усилий уже будучи неплохим художником классической школы. Он рисовал бесчисленные карты, раскрашивал миниатюры, придумывал лабиринты, заполненные ловушками и чудовищами, и, в конце концов, построил трехмерную модель местности (террейн) для своих игроков.
Трудно выразить удовольствие, испытанное Стефаном, когда он обнаружил «нишу», где можно выдумывать фантастические вещи, дать воображению вольно резвиться часами. Возможность принять все эти причудливые мысли и делиться ими с другими в реальном времени во время игры стало уникальным переживанием. Чтобы всё это ожило перед внутренним взором, с группой друзей или совершенных незнакомцев? Это было что-то новое. РПГ действительно удивительная форма искусства.
Стефан умоляет начинающих Ведущих наслаждаться миростроением и серьёзно относиться к представлению (широкой публике?) этого исключительного времяпрепровождения. Каждый ведущий - посол хобби, которое изменило множество жизней к лучшему, хобби, которое обладает силой сохранить нашу человечность перед лицом технологической дегуманизации. С первых дней нашего вида, когда мы собирались вместе в пещерах вокруг костра, нас связывало взаимодействие. Мы рассказывали истории и передавали эти устные сказания от одного к другому. Мы не должны утратить этот навык за холодными цифровыми экранами нашего нового техногенного мира.
Отыгрыш роли
Как спасти мир? Завести новых друзей. Поддерживать связь со старыми. Отличный способ встретить новых людей, поделиться мыслями и идеями, а также просто повеселиться - сыграть в РПГ. Это прекрасное сочетание игры воображения, творчества и сотрудничества. Стефан искренне верите: мир стал бы лучше, если бы в нём было больше игроков.
В течение 20 лет Стефан играл и водил игры «театра сознания», то есть игры без миниатюр, которые бы представляли персонажей и монстров. Ведущий с игроками должны были представить их в своём воображении. Потому было крайне важно описать игрокам, где они находятся, что видят, обоняют, слышат, ощущают и даже пробуют на вкус. Для этого Стефан, как Ведущий, должен был освоить, как добавить красочных деталей своим описаниям. Большая разница, скажете вы: «Перед вами проход длинной 40 футов с дверью в конце» или «Вас бьёт легкий озноб от холода и сырости подземелья, факел в руках мерцает и плюётся искрами, заставляя тени на стенах плясать… Перед вами простирается длинный коридор, в конце которого вы различаете очертания древней деревянной двери». Подобно актёру на сцене, вы не просто читаете текст, вы должны дать аудитории - игрокам - почувствовать их вовлеченность и присутствие в сцене. Жестикулируйте. Установите зрительный контакт с игроками с каждой стороны стола. Добавьте в голос таинственности.
Помните, Ведущий - это рассказчик. Хороший Ведущий полностью владеет вниманием игроков, как минимум потому, что ваши слова обернутся важными последствиями для их персонажей, их судьба зависит от бесценной информации, которую вы сообщите. Они попытаются понять ситуацию по выражению вашего лица - не стесняйтесь его преувеличивать. Нахмурьте брови, добавьте кривую усмешку, изображая злодея. Вместо того, чтобы просто сказать «ниже по улице есть кузнец», приложите руку ко рту, сморщите лоб и скажите: «а-а-а… да-а-а, припоминаю, тут дальше по улице есть кузнец!», а затем встаньте и укажите прочь от стола, а затем вернитесь обратно со свирепым взглядом или улыбкой. Эти незначительные жесты добавят жизни и яркости вашей игре. Стоит думать о себе как об актёре. Создавая НИП-а, не ограничивайтесь именем, попытайтесь добавить индивидуальную особенность, приметную черту во время отыгрыша. Может, он щурит глаза? Много улыбается? Весельчак? У него баритон или фальцет? Язык тела может сделать персонажа интереснее. Стоит ли встать прямо или заёрзать на стуле? Сгорбиться или дёргаться время от времени? Ваши игроки будут рады периодически встретиться с разнообразными запоминающимися персонажами, чем ярче и гротескнее, тем лучше!
Костюмы и маски
Надевание плаща с капюшоном или других подходящих к сеттингу нарядов добавляет игре веселья. Весьма удобно иметь что-нибудь под рукой, если игроки захотят сильнее войти в роль. Переодевание даёт сигнал участникам, что наступило время повеселиться - ситуация, где можно повалять дурака, а вы не будете строго следить за правилами. Переодеваясь, вы подаёте пример. Когда вы в образе, ваши слова приобретают больший вес, когда вы глядите из тени своего капюшона. Убедитесь, что одежда не слишком тёплая - Стефан обнаружил, что плащи для Хэллоуина лучше, чем модная шерстяная реплика, которая заставит вас страдать. У него есть и коллекция масок, которые очень весело носить - лучше всего те, у которых эластичная резинка и их легко надевать и снимать (особенно учитывая, что Стефан носит очки).
Звуковые эффекты и освещение
Если вы действительно хотите передать настроение, пригасите свет. Сосредоточьте внимание игроков на себе, рассказчике, и блокируйте другие отвлекающие факторы, которые могут попасть в их поле зрения, направив на себя свет (например, снизу, чтобы сделать его более пугающим и драматичным). Возможно, вы лишь приглушите свет, когда герои спустятся в глубь подземелья? В некоторых играх Стефан делал освещение таким тусклым, что игрокам приходилось пользоваться брелком-фонариком, которые он им выдал, чтобы разглядеть параметры на листе персонажа. Раз уж от технологий никуда не деться, стоит воспользоваться ими для своего приключения! Установите приложение со звуковыми эффектами на свой смартфон или лэптоп и используйте его для создания атмосферного фона, вроде оживлённой таверны или пещерной капели. У некоторых приложений есть наборы специфических эффектов вроде скрипа открывающейся двери, звука заклинания или стонов зомби - это добавит интереса вашей игре. Стефан также любит использовать дымовую машину для специальных помещений вроде логова дракона или когда персонажи просто спускаются в подземелье, потому что, ну, дым просто делает всё лучше!
Миниатюры и террейны
За долгие годы Стефан собрал тысячи миниатюр (в основном неокрашенных, признаёт он), занявших кучу ящиков в ожидании случая увидеть свет. На данный момент ему удалось собрать и раскрасить несколько дюжин миниатюр персонажей и в начале игры он просит участников подобрать себе что-то подходящее. Если у вас нет большой коллекции, игрокам будет затруднительно представить своих героев. Объясните, что самое важное - запомнить, какая миниатюра обозначает их персонажа. Убедитесь, что ваша коллекция достаточно разнообразна и раскрашена достаточно узнаваемо*, чтобы ваши игроки легко различали фигурки на поле боя. Не забывайте: даже используя миниатюры, вы всё равно продолжаете описывать происходящее и задаёте игре личный стиль - не дайте ей превратиться в обычную настолку. Игры Стефана обычно начинаются в городе, игроки тратят несколько часов на «игры воображения», делают покупки, пьют в тавернах, пересекают дикие земли прежде, чем добраться до подземелья, руин или другого места, которое стоит исследовать. В этот момент в игре происходит сдвиг: свет тускнеет, включается дым-машина и игроки сталкиваются с совершенно другим типом опыта.
* - хорошим примером может служить
гайд по персонажам DOTA2.
Исходя из личного опыта, Стефан рекомендует выставлять ландшафт заранее. Также нарисуйте себе карту, по возможности точную, с подробным описанием всех комнат, ловушек, монстров и сокровищ. Стефан обычно прячет миниатюры монстров за экраном Ведущего, доставая их лишь когда начинается схватка. Помимо эффекта неожиданности это даёт вам возможность менять число врагов в зависимости от текущей силы партии.
Стоит укрыть своё подземелье от игроков. Стефан использует для этого небольшие кусочки вельвета (у него целая коробка лоскутов разных размеров). Используйте по кусочку для каждой конкретной зоны, которую, как вам кажется, персонажи могут окинуть одним взглядом, вроде длинного коридора с дверью в конце. Комната за ней будет уже под другим куском ткани. Желательно, чтобы покрывала лишь чуть-чуть перекрывали друг друга, так что когда вы открываете один участок, случайно не раскрыть соседний. Если хотите, включите в пейзаж несколько «фальшивых» секций, чтобы игроки не вычислили, как выглядит подземелье по форме покрывала. Тайные двери и ловушки часто показаны на террейне, эти части нужно заменить на обычный ландшафт как только их обнаружили или привели в действие.
Использование реквизита
Игроки любят реквизит. Нет ничего лучше, чем наградить героя мешочком фантазийных монет за славную победу! Отличная вещь тубус, особенно со свитками внутри. Вы можете состарить бумагу, смазав её лимонным соком, а после подогрев над плитой (осторожно, она быстро стариться!), но пергаментная бумага (которую используют для приглашений) тоже сгодиться, если вы спешите. У Стефана большой выбор разнообразных «магических» колец и амулетов, приобретённых на уличных развалах Нью-Йорка и винтажных магазинах по всему миру. Ремесленные лавки и интернет-магазины (вроде Etsy и eBay) отличное место для поиска интересной бижутерии и другого реквизита - и порой они вдохновляют на создание крутого магического предмета, персонажа или приключения.
Помните - игра затевается ради веселья! Используйте своё воображение, гните и ломайте правила, если это добавит задора. Сделайте мир игры своим, оставьте на нём свою отметину и подарите вашим игрокам впечатления, которые они никогда не забудут!
Стефан Покорны(й) начал водить ещё с первою редакции D&D, когда ему было 14 лет. В 1996 он основал Dwarven Forge, компанию по производству миниатюр для террейнов, которых продано более чем на 8 млн., долларов за четыре успешнейших кампании на Кикстартере. Он был особым гостем на множестве конвентов, включая GaryCon, GameHoleCon, ConnectiCon и другие. В 2016 он снялся в документальном фильме Джоша Бишопа
«The Dwarvenaut».
Глава 13.
Правила или импровизация К содержаниюГлава 15.
Смех, звонки и отвлечение в серьезной игре