Прочитана по диагонали
«Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» Марк М. и Пирсон К. Штука довольно любопытная, может зело пригодиться при разработке персонажей.
Для желающих ознакомиться по верхам и заиметь себе конспект-версию есть хорошая
презентация Дмитрия Соловьева (кликайте по картинке). Про самих авторов можно почитать у
hloflo, которая плотно работает с архетипами для создания личного стиля.
Я же попытаюсь объяснить, про что это и зачем нужно писателям-художникам.
Прежде всего нам сообщают, что
архетипы придумал, вернее, поименовал Юнг и это правда. Другое дело, что Пирсон все изрядно переработала, и дополнила 8 базовых архетипов, завязанных на свойства нервной системы, еще 4-мя, доведя общий счет до 12и, при этом все сильно упростив. И это нам сильно на руку - можно сразу пустить в дело, а не разбираться в безднах психологии (там реально темно и страшно, я пробовал). Поэтому запомните: да, идея Юнга, но наработка авторская и сильно отличается от того, что вкладывают в понятие "архетип" психологи. Хотя, если вы зайдете на Википедию, увидите, что у литераторов на эту тему имеется свое мнение. Например, определение Большаковой А. Ю.: "Литературный архетип - это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро" (роковая женщина, бедный сирота, таинственный незнакомец и т.п. клише).
Архетип Пирсон - это некий набор ценностей, который определяет поведение субъекта и его свойства. Ценности эти с одной стороны достаточно конкретные, а с другой - расплывчатые, что дает автору необходимую свободу действий, в то же время удерживая движение мысли в нужном направлении. К примеру, мы выбираем персонажа, который исполнит в сюжете функцию Ментора. Архетип поможет определить его мотивацию в отношениях с Героем - будет ли он опекать его (Заботливый) или провоцировать (Шут) или готовить к предстоящим испытаниям (Мудрец). Архетип задает настроение, некое впечатление о личности, которое окружающие могут считать за пару секунд, едва взглянув или услышав одну фразу. Врубается в сознание, вызывая целую цепочку ассоциаций и потому западает в память, запускает механизм сопереживания.
Большая часть книги посвящена описанию архетипов и это, на мой взгляд, самая ценная ее часть. Доступно, понятно, с многочисленными повторениями и наглядными примерами из рекламы. Авторы объясняют, как с помощью архетипа придать бренду индивидуальность, сделать его узнаваемым, превратить во что-то большее, чем название, сделать носителем идеологии. Но без зауми. А, главное, все это можно связать с путешествием героя Кэмпбелла-Воглера, существенно облегчив себе работу с биографиями персонажей. В общем, рекомендую ознакомиться.