... А ДАВАЙТЕ ПОЙДЕМ В ОПЕРНЫЙ или Дают Евгения Онегина

Aug 01, 2013 14:45



***

Оперный театр. Дают Евгения Онегина.
В одном из первыхрядов сидит Рабинович с женой.

Через некотoрое время он засыпает. Его расталкиваетжена:
- Пока ты тут спишь, a Ленский yже Онегину послал вызов…
- И что, он едет?

***

В Одесском оперном театре
тенор поет арию Ленского и вдруг замолкает.

Гнетущая тишина. Кто-то из зала подсказывает:
- Куда, куда, куда вы удалились...

На сцене молчание. Из зала опять:

- Куда, куда... Певец ворчит в зал:

- Ну, шо "куда куда"?! А, может, я мотивчик забыл...

Всех заглянувших приветствую и приглашаю на большую прогулку. На этот раз будет давно обещанный поход в театр - Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета - самую большую жемчужину нашего города. Театр считается одним из красивейших в мире.По рейтингу журнала «Форбс» здание Одесского национального театра Оперы и Балета включено в перечень 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы (2008). В списке это единственный театр.




Так что же мы медлим... Окружаем плотным кольцом нашего экскурсовода и вперед!

Как, кто-то еще не знаком с постоянной ведущей прогулок по Одессе? Исправляем ситуацию: как и всегда на прогулку вас ведет Лиза, моя главная помощница, юный фотограф и по совместительству - любимая дочка))) Привет-привет... очень приятно... да, умница - красавица - не комсомолка... спасибо...

НАЧИНАЕМ!

Прошло всего несколько лет со дня основания Одессы, а ее "отец", генерал-губернатор Новороссийского края Дюк де Ришелье, уже добился разрешения на постройку городского театра...

Вообще-то, самым-самым первым "театром" Одессы была импровизированная сцена в помещении магазина, а "труппой" - солдатский кружок любителей искусства. Шестнадцать лет (от дня рождения города) любительские постановки демонстрировались и на подмостках рыночных площадей да в амбарах.

10 февраля 1810 года состоялось открытие Одесского Театра. Здание строилось с 1804 года по проекту  французского архитектора Тома де Томона. Согласно сохранившимся сведениям, первыми представлениями стали одноактная опера Фрелиха  “Новое семейство” и водевиль “Утешенная вдова” в постановке русской труппы П. Фортунатова.




Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около 700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых итальянских театрах. Именно этот театр посещал Пушкин во время своего пребывания в Одессе (1823-1824 гг).

Здание несколько раз перестраивалось и достраивалось: в 1820-1822, 1831-1833, 1836, 1857 и 1872 годах. Последняя перестройка завершилась 31 декабря 1872 года. А спустя всего несколько дней, в ночь на 2 января 1873 года из-за утечки газа, с помощью которого освещались театральные часы над входом, здание Одесской Оперы практически полностью сгорело. Поскольку трагедия произошла ночью, жертв среди населения не было. Комиссия, обследовавшая пепелище, вынесла вердикт: театр восстановлению не подлежит...

Спустя год был объявлен конкурс на проект нового театра. Строительство доверили венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, авторам театров Вены, Будапешта и других городов Европы, вдохновленным Дрезденской Оперой. Однако, самих архитекторов в период возведения театра в городе не было, так что их проект был доведен до идеала местными зодчими - Феликсом Гонсиоровским, Александром Бернардацци и Юрием Дмитренко. 16 сентября 1884 года был заложен первый камень фундамента, а три года спустя, 1 октября 1887 года, в 2 часа дня, на верхней площадке главной лестницы со стороны моря торжественно заложили последний камень, ознаменовав этим окончание строительства. Фердинанд Фельнер, специально приехавший в Одессу на открытие своего "детища", был настолько поражен величием театра, что воскликнул: «Одесский театр лучший в мире!». Он вручил городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Этот символический ключ был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.




Новый театр стал первым зданием в Одессе, оснащенным электричеством и паровым отоплением. Выполненный в стиле венского барокко, он отлично вписывался в архитектуру города, и с первых лет своего существования был центром общественной и музыкальной жизни одесситов. На сцене театра пели и танцевали звезды мирового масштаба, со временем появилась и собственная балетная труппа, а также хореографическая школа.

Пережив революцию 1917 года и Гражданскую войну 1917-1923 гг., театр вновь пострадал от пожара. 15 марта 1925 года из-за неосторожного обращения с огнем полностью выгорела сцена и зрительный зал. Стечением обстоятельств и в этот раз не пострадал никто из людей. Потребовался год, чтоб восстановить Оперный, причем не просто восстановить - а улучшить. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. В 1926 году театру было присвоено звание «Академический».

Во время Великой Отечественной войны в зенитные расчеты, защищавшие Одесский  Театр оперы и балета, выделялись лучшие бойцы. Здание театра было замаскировано, чтобы его силуэт не угадывался с воздуха. Война нанесла огромный урон театру - были вывезены нотная библиотека из 109 опер и 16 балетов, декорации, реквизит, библиотека по истории театра, музыки и живописи. Часть из похищенного, по счастью, не успела покинуть пределы Одесской области, театральные ценности были найдены в вагонах близ станции Раздельной и возвратилась в родные пенаты. Кроме того, само здание Одесского оперного театра едва не взлетело на воздух в 1944 году, заминированное сорока мощными минами замедленного действия отступавшими немецкими войсками; спасло его лишь стремительное наступление советских войск. 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг - в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков. Именно отсюда, от здания театра, прошли победным маршем через весь город советские солдаты, освободившие Одессу.

После войны здание было под угрозой из-за просадки грунтов: фундамент под зоной сцены и фундамент под зоной зрительного зала находились на разных основаниях, которые по-разному воспринимали нагрузку. Это создало угрозу разрушения театра, несущие конструкции которого начали покрываться тонкой паутиной трещин. В 1951-1956 годах выполнили работы по укреплению фундамента 6 млн. литров жидкого стекла. Десять лет спустя был сделан капитальный ремонт - как внутри, так и снаружи.

К середине 1990х здание театра пришло в ужасающее состояние. Решением Кабмина в 1996 году Оперный закрыли на реставрацию. Ее планировали завершить в 1999м, но из-за нехватки средств открытие все переносили и переносили... Наконец, в 2007 году, реставрация была завершена, и десять лет работ оказались не даром потраченными. Вновь укрепили фундамент - на этот раз 1800 железобетонными сваями. Здание оснастили самой современной (и самой сложной в городе) системой вентиляции, энергообеспечения и сигнализации, отремонтировали фасад, благоустроили площадь. На внутреннюю отделку потратили более 7,5 кг сусального золота, сделали новый занавес...

В театре происходят симфонические концерты, в частности, органные, потому что театр имеет лучшие в городе акустические данные и встроенный орган. При театре на протяжении нескольких десятков лет работает детская балетная школа - уникальное творческое учреждение города и «кузница кадров» для балетной труппы театра.




Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами.




На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII - годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идет о пожаре 1925 года). Затем идет дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.




Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: справа - муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству.




Слева - Орфей играет на кифаре кентавру.













Центральный вход в театр украшают лепные воплощения комедии и трагедии.




Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит»




Справа - эпизод из комедии Аристофана «Птицы»







На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.













В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов - Александра Пушкина,




Михаила Глинки,




Николая Гоголя,




Александра Грибоедова. Они олицетворяют то, во имя чего строился театр - поэзию, музыку, комедию и драму.






















Сегодня наша прогулка закачивается, но не спешите расслабляться! Через несколько дней мы побываем на крыше Оперного театра и посмотрим на Одессу с высоты голубиного полета. А потом побываем в святая-святых Театра - за его кулисами.

Оставайтесь с нами!

При написании статьи были использованы материалы сайта dumskaya.net и официального сайта Одесского Оперного opera.odessa.ua

интересности, Одесса

Previous post Next post
Up