"Дойти до края. Земли". Мое интервью для "Сноба"

Nov 19, 2018 22:59


…Меня просили: «Миг не проворонь ты -
Узнай, а есть предел  - там, на краю Земли,
И можно ли раздвинуть горизонты?*

Перед глазами - горы, величественная цепь Анд на горизонте. Несмотря на совсем уже летние +32 градуса, мы сидим  в тени у джакузи, спасаясь от жары. Дальние вершины по-прежнему сверкают заснеженными  шапками.
Мы в одном из самых престижных районов Сантьяго в трехуровневой квартире, где сейчас самый разгар ремонта.  Рабочие-гаитяне  то и дело заглядывают на терассу, находя нелепые поводы поглазеть на блондинку-хозяйку, а серьезная домработница приносит кофе нам, «сеньоритам».

Сегодня мы в гостях у журналиста, блогера и фотографа  Лары Зиндер.

- Лара, расскажи, пожалуйста, как ты оказалась в Чили? Я читала твои черногорские «Записки бармена». И одна из историй заканчивается такой фразой: «Вот бы все бросить и уехать на самый Край Земли!». И вот ты здесь.



- Я заметила, что у меня мысли часто материализуются через творчество, придумаешь какую-нибудь историю,  а она раз и сбывается….

- Помню,  первое время в Чили мне все происходящее казалось очень медленным, как в замедленной съёмке.  Как будто люди медленно двигаются, заходят в метро - и замирают на входе. А сегодня утром заметила, что многие чилийцы быстрее меня! А ты помнишь свои первые впечатления о Чили?

-  Мои первые впечатления о Чили были сногсшибательны. Я приехала в Чили без каких-либо ожиданий. У меня к тому времени уже был опыт жизни в Венесуэле. И я представляла себе Чили почему-то как страну Карибского региона.

- Ты имеешь в виду, карибское вечное лето с белоснежными пляжами и бирюзовой водой, как в рекламном проспекте?

- Мне казалось, что в Чили, как и в Венесуэле, виски льется рекой по поводу и без, девушки в широких юбках с экзотическими цветами в волосах целыми днями танцуют сальсу на улицах. И когда я увидела Сантьяго с его строгими небоскребами, живописными парками,  разнообразными музеями, то я очень удивилась. Никаких тебе фавел, гангстеров на розовых лимузинах, палящих в воздух (и не только). Меня поразило, что Сантьяго такой современный город с гей-парадами и феминистскими протестами.

- А что ты делала в Венесуэле?

-  В Венесуэле у меня был жених, полковник боливарианской армии, который профессионально занимался розыском похищенных людей и обеспечивал безопасность Чавесу и его окружению. В Венесуэле все расхаживали с оружием, на наших вечеринках на виллах над нами кружили бронированные вертолеты, а из дома нельзя было выйти без парочки-тройки плечистых телохранителей. Там действительно был, да и сейчас есть, очень высокий уровень преступности. Потом, правда, меня стали раздражать эти угрюмые парни за левым плечом, помнишь, прямо как у Кастанеды, и мне их заменили на веселую отчаянную девчонку в грубых ботинках и с автоматом, Адриану. Она, кстати, тоже недавно переехала в Чили.

-  Я читала эту историю в твоем Живом журнале. Меня удивило, как быстро она нашла работу и жилье благодаря своим землякам. Читала и завидовала этой девушке!

- Я тоже, честно говоря, приятно удивилась мощной поддержке венесуэльской диаспоры своим землякам, вот уж точно «рука руку моет» или  «скованные одной цепью». Они решают абсолютно все проблемы вновь прибывших соотечественников: делают визы, рабочие контракты, находят жилье, «вписывают» к кому-то из своих же на ночь и тд Причем не только для близких друзей, но для совершенно незнакомых людей. Наша русскоязычная диаспора такой взаимовыручкой  и поддержкой, к сожалению, похвастаться не может.



- Как быстро тебе удалось найти себя в новой стране, в Чили?

- Практически сразу же я начала заниматься интересными мне проектами, успела поработать здесь в рекламном агентстве и в музее Bellas Artes. У меня был свой винтажный магазинчик, сейчас я увлечена фотографией. И, как всегда, большие творческие планы. Например, видеоблог про Чили.

- Расскажи, пожалуйста, как ты пришла к фотографии?

- Я училась в Москве в школе журналистики у Виктора Ахломова, мэтра советской фотографии. К сожалению, недавно он умер. Я работала фоторепортером, но никогда не занималась художественной фотографией,  а в Сантьяго познакомилась с перуанским фотографом, Луисом Серхио и меня так зацепила его выставка про мапуче* в Художественном музее. Парень десять лет подряд ездил к ним, ради того чтобы запечатлеть  быт, погрузиться в культуру. У него не было бюджета на это или какой-либо поддержки со стороны, и мотивировала его исключительна сама идея и просто любовь к искусству. Для чилийского общества потребителей с обывательскими ценностями это вообще нонсенс.

- А чем ты конкретно сейчас занимаешься, что снимаешь?

-  Второй месяц уже  готовлю для одной галереи в Сантьяго большую фотовыставку, посвященную эмигрантам.  Сегодня это больная тема для страны  не только в плане экономики. Ясно, что страна, практически отрезанная от всего мира с менталитетом островных жителей, уже никогда не будет прежней после того как сюда хлынули потоки эмигрантов почти со всей Латинской Америки. Но что позитивного несут эмигранты в  Чили? Не только же коллапсы в муниципальных больницах, огромные многочасовые очереди за визами и пр?

-  Скажи, а легко ли зарабатывать на жизнь на другом конце Земли фотографией?

- В общем, да! Не так давно я открыла фотостудию и у меня очень много желающих сфотографироваться.  Я обожаю подбирать новые образы людям, обычных девушек превращать в красоток, главное, что они потом в восторге и не хотят  обратно переодеваться в то, в чем пришли. У меня в студии большая коллекция винтажных сумок, аксессуаров, вообще, какое-то дикое количество платьев, шляп, обуви, так что есть из чего выбирать!

- Откуда у тебя такое большое количество вещей,  если ты совсем недавно переехала в Чили?

- Это все моя  любовь к коллекционированию, я вообще люблю все, что связано  с модой, а еще блошиные рынки моя страсть. Сантьяго - это просто рай для любителей винтажа. Брендовые вещи, кстати, здесь не редкость, но, конечно, нужно знать места, куда идти за часами «Omega» 50-х или сумочками «Prada» конца 90-х.

- Сложно ли тебе было адаптироваться в Чили? Всего 1,5 года прошло с твоего приезда, для многих это минимальный срок для базовой адаптации в новой стране. Или ты уже как бывалый путешественник, поживший в разных странах, не чувствуешь никаких неудобств?

- В Черногории  у меня была подруга Гульяна. И она вывела несколько стадий адаптаций эмигранта в новой стране. Сейчас эта теория гуляет по интернету, но изначально она родилась за чашкой кофе в нашем офисе недвижимости.
Первая стадия: когда в новой стране все приводит в восторг, даже какие-то банальные вещи типа булочки в кондитерской, фикуса на улице или консьержа в доме кажутся такими прекрасными и значимыми. Но затем неизбежно наступает вторая стадия отторжения новой культуры. Почему чилийцы не разуваются, приходя ко мне домой? Почему здесь подростки и молодые люди 25 лет все еще считаются «детьми»? Начинаешь зацикливаться на мелочах, несовпадениях с твоим культурным бэкграундом, «идеальный мир» рушится…

- Но потом наступает равновесие?

- Ты права! Следующая стадия - принятие. Да, здесь есть плюсы и минусы. Да, они не разуваются, но очень дружелюбные. Да, чилийские подростки инфантильные, но зато совсем не агрессивные.

- А ты сейчас на какой стадии?

- Я уже на третьей, в абсолютной гармонии с окружающей средой. У меня не было в Чили культурного шока и вторую стадию удалось проскочить относительно безболезненно. И к тому же есть опыт жизни в других странах: в Бельгии, Черногории, Венесуэле, Италии, ОАЭ, на Западной Украине… и путешествий, что-то около 50 стран. Поэтому я уже давно спокойно и толерантно ко всему отношусь. Меня не раздражает здесь медленный сервис, отсутствие сметаны в супермаркете или стереотипное восприятие чилийцами России, я все это уже видела в других странах.

- Есть еще одна стадия: гречки или кефирного грибка. Я сама очень боюсь этой стадии. А ты скучаешь по гречке, пишешь посты в русские группы на фейсбуке: «Народ, где купить гречку подешевле в Сантьяго»?

- Нет, конечно, я скучаю по друзьям, родственникам, Третьяковке, но никак не по еде.

- Видишь ли ты сходство или различия в русскоязычных диаспорах заграницей, насколько они похожи между собой или в каждой стране существует своя специфика?

- Я заметила, что наши эмигранты в любой стране мира  условно делятся  на две полярные группы. Те, кто в восторге от новой страны, начинают хаять Россию, «кровавый режим», радоваться плохим новостям, выставлять какие-то фото из интернета с ободранными стенами в больницах и пр. Как будто пытаясь себя убедить, что они правильно сделали, что уехали. Они как бы радуются жизни, публикуя в социальных сетях цветущие кактусы посреди зимы, и людей в трениках  на фоне пустынного пляжа, но в глубине души, как будто чувствуют, что, возможно,  упускают какие-то глобальные события Большого Мира.

- А вторая группа?

- Это люди, пребывающие в постоянном раздражении и нещадно критикующие свою новую страну, так что непонятно вообще, почему они не уезжают на родину, если все так негативно? Я за объективность и понимание, что «nobody’s perfect», помнишь эту крылатую фразу из «В джазе только девушки»?

- В Черногории  у тебя вышла книга «Интервью с женой миллионера». Будешь ли ты писать книгу о Чили?

-  Иногда, когда у меня есть вдохновение, я пишу заметки о Чили, и мне уже предложили их издать в виде книге о Чили, они как обычно с юмором и самоиронией, мне неинтересно описывать какие-то факты типа протяженности Атакамы, мне кажется, что это все уже давно есть в «Википедии», гораздо интереснее писать про что-то жизненное, личное и местами смешное.

- Вопрос от незамужних читательниц. Как познакомиться с достойным мужчиной из Чили? Время от времени узнаю от знакомых грустные истории наших девушек, познакомившихся в интернете с иностранцами, с чилийцами в том числе. Которые, впоследствии оказывались не теми, за кого выдавали себя по переписке. Где-то приврали, где-то умолчали, что женаты в данный момент или в долгах или еще что…Или просто оказались флайтес*

- Мне кажется, что это не специфика страны или национальности, а вопрос закономерных совпадений. Если у тебя в России хорошее образование, работа, культурный уровень и соответствующее окружение, то ты и в другой стране, скорее всего совпадешь с похожими людьми, будь то муж, жених, бойфренд или новые друзья, просто по набору культурных кодов и общности интересов. Подобное тянется к подобному или свояк свояка видит издалека.

-  Плавно подошли к вопросу о чилийских классовых различиях. Тут считается, что если чилиец не родился в богатой семье, не учился в престижной школе, а потом в хорошем университете - у него очень мало шансов вырваться в лучшую жизнь. Чилийцы сами про себя говорят: в какой коммуне родился, в такой всю жизнь и проживешь. Но, мне кажется, что и в России мы тоже классифицируем друг друга, просто не замечаем этого.

- Я думаю, что чилийское социальное расслоение общества - очень удобная система распознавания «своих». Здесь настолько четко структурировано общество, что ты сразу понимаешь кто свой, а кто чужой. В России у нас тоже есть лакмусовые бумажки, свои индикаторы, например, мне сразу понятно, что с теми кто «ложит» или «кушает» мы «из разных песочниц». И мне кажется, что это нормально для любого общества стремиться окружать себя людьми с подобным уровнем дохода и образования, просто в Сантьяго бедные и богатые районы гораздо четче разграничены, чем в Москве, например. И хотя я с уважением отношусь к людям, которые метут мой московский двор, но вряд ли мне придет в голову пригласить их в гости, например. Так что в этом плане Чили - обычная страна, где не происходит ничего запредельного и трансцендентного…

- Расскажи, пожалуйста, как ты познакомилась со своим чилийским мужем?



- Я поехала волонтером в Доминиканскую республику, в Корпус мира. Меня всегда волновали вопросы благотворительности и мне очень нравится  помогать детским домам, как в Черногории. В Пунта-Кане  моя коллега  уговорила меня после работы заглянуть на вечеринку в отель, где отдыхал мой будущий муж… Я не верю в долгие романы по переписке,  поэтому когда он пригласил меня с детьми в Чили, я недолго раздумывала, жизнь, как говорится, только одна…
Это мой четвертый брак, и иногда я шучу, что близка к Элизабет Тейлор с ее восемью официальными замужествами.

- Где бы ты еще хотела пожить или уже решила остановиться на Чили?

- Я собираюсь чуть позже переехать в США и, возможно, в страны Карибского бассейна, хотелось бы купить недвижимость в Доминикане, например, чтобы туда можно было приезжать с детьми на каникулы. Пока мне очень нравится Чили, еще столько мест в стране неизученных, очень хотелось бы самой съездить к мапуче,  ищу компанию и продумываю маршрут. Ты как, кстати, насчет путешествия к индейцам?

- О, я всегда открыта предложениям! Знаешь, а почему бы и нет?

Сантьяго де Чили
14 ноября 2018 года
Беседовала Вера Некрасова
_________________________________________________________________________________________________________________
*Цитата В. Высоцкого
*Мапуче - (буквально «Люди Земли», индейский народ в Чили и в Аргентине.
*Флайтес - аналог российских «гопников»

Ссылка на интервью здесь:
https://snob.ru/profile/27277/blog/145136?fbclid=IwAR0ZJw2e6o1L27isgnpErU7N3W91

сантьяго. чили. вера некрасова. сноб

Previous post Next post
Up