"...То, что произошло в Архангельской епархии, трудно понять вне определенного контекста. В течение последних трех лет в Русской Православной Церкви на разных уровнях обсуждается необходимость серьезной работы по миссии и катехизации. Принят ряд нормативных документов, на уровне всей Церкви заявлено то, о чем Иоанн Привалов говорил еще 20 лет назад: что крестить людей без подготовки нельзя. И среди архиереев, и среди священников, и среди мирян есть люди, которые относятся к этому по-разному. Одни с радостью восклицают «Наконец-то!», другие же уверены: для того чтобы быть православным верующим, человеку с русскими корнями вполне достаточно подсознательной исторической памяти.
Когда архиерей, вынужденный, следуя общецерковной линии, заявлять о том, что «крестить людей без подготовки - это преступление», в глубине души совсем в этом не уверен, он вводит в подведомственных храмах одну-две беседы перед крещением, а с «неудобными» клириками, считающими нормой серьезную, полноценную катехизацию, начинает настоящую борьбу (даже если они не настаивают на своем мнении, а просто руководствуются им на своих приходах). Один из ярких примеров этого - конфликт вокруг протоиерея Геннадия Фаста. Священнослужитель, имеющий многолетний опыт серьезной подготовки людей к таинству крещения, в марте 2010 года был назначен руководителем отдела по катехизации Красноярской епархии, однако уже через несколько месяцев был снят с должности благочинного и с должности настоятеля Успенского храма Енисейска, а в конце года почислен за штат - именно за «слишком серьезное», по мнению архиепископа Красноярского Антония (Черемисова), отношение к катехизации. После того, как конфликт получил широкую огласку, а материалы в защиту Фаста были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», красноярский архиерей примирился со своим бывшим клириком и отпустил его служить в другую епархию.
Конфликт вокруг заостровского храма встает в тот же ряд: с одной стороны, в Архангельской митрополии объявлено о необходимости предкрещальной подготовки. С другой - один из немногих приходов, где такая подготовка велась в течение десятилетий, практически разрушен.
Невозможно в связи с этим не вспомнить и главное обвинение в адрес Иоанна Привалова - использование в богослужении (прежде всего при чтении Священного Писания) современного русского языка. Здесь, так же как и в вопросе о необходимости подготовки к крещению, и архиереи, и священники, и миряне оказываются сторонниками диаметрально противоположных мнений. Если митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в телепрограмме «Церковь и мир» говорит о том, что никакого запрета на богослужения на русском языке в РПЦ не существует, то митрополит Архангельский Даниил (и не он один) характеризует это как нарушение устава и священнической присяги."
Читать полностью статью Александры Калымагиной "Заостровский инцидент. Смешение священника с прихода оживило дисскусмию на принципиальные для Московского Патриарха темы", Независимая Газета
http://religion.ng.ru/society/2013-02-06/4_incident.html