Виктор Гюго -- вовсе не старый пердун, хотя его и зовут, как одного или нескольких ваших знакомых, и он автор печально известного романа про козочку, цыганку и горбуна. Виктор Гюго -- вполне себе передовой безумец. У нас его недооценивают и как безумца, и как романиста, и как поэта, и как художника. А он - один из пророков-пионэров Art brut, один из любимцев сюрреалистов-автоматчиков. По отношению к Жану Дюбюффе он как предтеча. По отношению к художникам из желтых домов, весьма почитаемых Фрейдом, он как старший двоюродный брат. По отношению ко мне он как прадедушка родной!
Мне нравится оба вида искусства: гениальное, непременное, неотделимое от человека, искусство, которое не может не быть, и другое: случайное, эфемерное, непрофессиональное, беспричинное и тоже неотделимое от человека. Гюго поработал и там и сям.
Жанровое разнообразие и творческое наследие моего любимого художника Виктора Гюго велико:
- каляки-импровизации, когда произвольно положенные линии, тяготевшие к законченной форме, обретали ее за счет добавлений дополнительных линий, угаданных глазом;
- маляки-экспромты, когда случайно образовавшееся пятно, например от пролитого кофе или облупившейся штукатурки, Гюго тут же продолжал, прозревая рисунок;
- обычные рисунки, стандартные по форме;
- страшные картинки;
- карикатуры;
- спиритические зарисовки во время столоверчения;
- то, что я забыл или о чем не имею никакого понятия.