сын боится мобилизации

Sep 30, 2022 14:10

"Здравствуйте, Лара!

Я давно подсела на Вашу рубрику и очень благодарна за ответы, которые позволяют взглянуть на мир с другого ракурса.

У Вас недавно уже был вопрос от матери взрослого ребёнка на тему службы в армии.

У меня похожая тема, но другая история. И я очень надеюсь, что у Вас найдётся несколько слов для меня.

Сыну сейчас 22, мне 44.

С отцом ребёнка мы развелись, когда сыну было 4 года. Но не могу сказать, что я одна его воспитывала: бабушки и дедушки наперебой рвались посидеть с ребёнком, да и его отец активно участвовал в жизни сына. Я только полностью материально обеспечивала: отказалась от алиментов в обмен на отказ бывшего мужа в от его доли в квартире в пользу сына.

Ребёнок рос на редкость беспроблемным, радостным и умным. С удовольствием ездил к бабушкам, к отцу, с удовольствием возвращался домой. Везде у него была своя комната с игрушками и вещами.

Когда ему было 14, умер мой отец, и сын переехал в дом к моей матери, чтобы помочь и поддержать бабушку. Да там и остался. Возвращаться в нашу небольшую квартиру не захотел.

Сын учился в хорошей гимназии, всегда был в учёбе где-то посередине. Я от него больше не требовала. После её окончания по моему настоянию поступил в платный ВУЗ на очное отделение. Обучение я ему оплатила, и, после получения им диплома в конце июля, выдала выходное пособие. Работу он пока не нашёл, а сейчас уже и не ищет. У него осталось средств месяца на три обычной жизни у бабушки.

Сын с подросткового возраста поддерживал либеральную оппозицию, мы часто общались с ним на политические темы. Я с ним не спорила, просто учила критическому мышлению и умению аргументировать свою позицию. И просила не подвергать себя опасности на митингах.

Быть в оппозиции к существующему строю, на мой взгляд, - это естественный период развития человека.

С начала СВО ребёнок занял позицию "мне стыдно, что я русский". И это уже было не так естественно. Но я сочла это модным трендом, и особо не вмешивалась, решив, что взрослый парень сам разберётся. Несколько раз пообщались на тему истории конфликта, да поспорили по поводу лютых фейков, и тема заглохла.

С момента начала мобилизации мой сын бьётся в панике и хочет уехать из страны. У него категория В в военном билете и шанс, что его мобилизуют крайне мал.

Чтобы снять тревогу, я посоветовала ему устроиться на предприятие, представляющее отсрочку по мобилизации, он даже сходил в одно из мест на собеседование. Пока результата нет, другие варианты он не смотрел.

В субботу я была за городом, когда он позвонил в панике: "нужно срочно ехать, закроют границы".

Я было поддалась эмоциям, стала перебирать варианты, но потом задумалась. После очередного панического сообщения, я написала в ответ, где лежит его загранпаспорт, посоветовала взять рюкзак и пауэрбанк, и отключилась.

На следующий день я застала его у бабушки, собираться он даже не начал, но горячо убеждал, что не может здесь оставаться.

Я ему рассказала о своих опасениях, что денег ему хватит только на месяц, найти работу в другой стране - гораздо труднее, чем в родной. И посоветовала заработать денег на человеческую релокацию, а потом уже "валить", если здесь жить так уж невыносимо. При этом сказала, что он уже взрослый и может сам принять своё решение, за которое и будет нести ответственность.

Судя по дальнейшему развитию событий решение он принять не может, моим советам следовать не хочет, папа его настраивает на "прятаться, как можно лучше".

Если бы вопрос касался только меня, то я бы спокойно держалась выработанной позиции.

Лара, я помогла бы сыну материально, если бы он уехал из страны самостоятельно, и попросил бы об этом. Если он этого не делает и ждёт от других решения, для меня свидетельствует о том, что выжить за границей ему будет крайне трудно и находиться там одному даже опасно.

Сейчас я разрываюсь между желанием скидывать ему вакансии предприятий, представляющий отсрочку и желанием не вмешиваться совсем. И в то же время мучаюсь виной, неужели я так часто решала за сына, что не дала ему повзрослеть!? Лара, посмотрите, пожалуйста, через свою волшебную оптику, могу ли я что-то хорошее сделать для сына в этой ситуации?"

о т в е т

На ваше письмо я отвечаю вне очереди - понятно почему.

Вы совершенно правы: юности свойственен идеализм, и священное негодование о том, что мир устроен несправедливо и пошло, и как вы могли, и надо что-то делать.
Это пылкое несогласие с мироустройством является в своей основе смесью страха взросления, недовольством потребителя качеством сервиса жизни, и искаженным чувством времени (это когда кажется что у тебя его океан, и в этом океане - океан же возможностей - настолько о нем не думается, пока не начал это время тратить непосредственно об эту твердую жизнь.

Не думаю что вы виноваты в том, что мальчик не может сейчас сам принять решение и уехать. Он не то чтоб не может его принять - он не хочет. И вы это тоже видите и понимаете.

Когда человек не хочет ничего решать? Когда находится под воздействием опять-таки микса причин, среди которых неосознаваемый фатализм играет не последнюю роль.

Кроме фатализма есть еще вот что: мировоззрение мальчика формировалось в тренде его поколения (моей младшей 23 года, и у нее тот же понятийно-категориальный аппарат и те же тезисы). Но вдруг обнажилось время, когда эти нежные ценности оказались взвешенными на весах, и найдены очень легкими - не потому что ты плох, а потому что реальность тяжеловесна. И многим носителям этих ценностей кажется, что спасая себя от военной машины, они сберегают и эти ценности.

Многие бегут не только от страха возможных бедствий, многие следуют своей вере в лучший мир, где социум регулируются горизонтальными механизмами, а не вертикально как в России.

А вашему мальчику просто страшно. И он об этом страхе вам сообщает.
Он просто хочет говорить об этом с кем-то. И возможно, когда он выговорится, он поймет что ему делать дальше.

Если вы не можете его слушать, не предлагая варианты - просто слушать без попыток скорректировать мировоззрение или подкачать режим готовности, то стоит нанять специально обученного профессионала, то есть психолога.
Он не станет ожидать от мальчика решения, он проведет его по лабиринту самоосознания. Мальчик просто получил информационную контузию от факта мобилизации. И как контуженный он дезориентирован и беспомощен, перебирает пальцами четки вариантов.

Оправится от контузии - придет в себя (уже немного, но непоправимо другого себя) - тогда и решит. Будет поздно решать - ну значит поздно. Сейчас-то он все равно не способен. А принимать за него решение - уже поздно, вырос уже.
Теперь только сам.

Ну и если при его убеждениях рефлекс бежать не возобладал безусловно, то скорее всего он относится к тем людям, кто не бежит. К тем, о ком сказано "сила их - сидеть спокойно". Возможно так, да.

__________________
всё выше сказанное - просто мой взгляд на описанное в письме.

пожалуйста помните, что я никакой не психолог.

как задать вопрос в рубрику (бесплатно с публикацией или платно но приватно) написано по ссылке

на вопросы в комментариях не отвечаю

рубрика_ответов

Previous post Next post
Up