"Искупление" - это поразительная в своей искренности "хроника утраченного времени", которую ведет девочка-подросток, на свой причудливый и по-детски жестокий лад переоценивая и переосмысливая события "взрослой" жизни. Став свидетелем изнасилования, она трактует его по-своему - и приводит в действие цепочку роковых событий, которая аукнется самым неожиданным образом через много-много лет...
* * *
Прочитала роман после одноимённого фильма, в котором не смогла найти мораль. С книгой в этом вопросе обозначилось некоторое прояснение. Вроде того, что нельзя бросаться словами. Они могут непоправимо изменить чью-то жизнь.
Что касается главной героини... По-моему, она таки мерзавка. Тринадцать лет - достаточно зрелый возраст, чтобы в течение трёх месяцев упорно повторять одну и ту же ложь. Допустим, в вечер происшествия это было импульсивно. Но три(!) месяца?! пока шёл суд?! Простите, не верю в добрые заблуждения глупой девочки.
И, вот ещё рецензия, которая мне понравилась.
К большому сожалению, сначала я посмотрела великолепный фильм, а потом уж прочитала книгу. Поэтому, наверное, впечатление было немного смазанным. В фильме все мое внимание было обращено на прекрасную пару - Сесилию и Робби. Никого, кроме них, я не видела, не слышала, героиня, талантливо сыгранная Сиршой Ронан, была для меня на второстепенном плане. В книге же все оказалось совершенно по-другому. Для меня это книга не о великой и несчастной любви Сесилии и Робби, это книга о прекрасной и ужасной Брайони. Как ни пытался Макьюэн меня заинтересовать отношениями несчастной пары, тяжелой военной участью Робби, все равно на первый план выходила Брайони Толлис: сначала юная и мечтательная тринадцатилетняя выдумщица, затем - восемнадцатилетняя практикантка в больнице, и, наконец, знаменитая писательница в конце своей многотрудной жизни. Какое там искупление, какие там страдания? Брайони не изменилась, она по-прежнему живет только собой одной и писательством. Не поступить в Кембридж и пойти простой медсестрой - какой, казалось бы, серьезный и мужественный шаг. Но не для Брайони. Больница ей нужна для новый впечатлений, которые она скрупулезно записывает в свой дневник. Сесилия и Робби - для нее никто, всего лишь любимые герои, с которыми она может сделать все, что угодно: соединить в конце концов или убить. Никакого раскаяния собственный поступок ей не приносит, да и не верю я, честно говоря, что она не понимала, что творит. Человек, полностью забытый матерью и отцом, живущий только своим творчеством, своими фантазиями, - вот, кто такая Брайони. Для нее не существует реального мира, ее мир иллюзорен, в нем все, любое событие, любую судьбу можно поменять простым росчерком пера. И, знаете, после всего этого, я не удивлюсь, что и история Сесилии и Робби тоже была выдумана Брайони...
Рецензия взята
отсюда.