О близорукости слышали, наверное, все, а кое-кто даже с ней и знаком. О ней и речь.
Яркий след в истории нашей медицины оставил Ф.Ф. Эрисман как один из основоположников отечественной гигиены, но начинал он свою деятельность в качестве врача по глазным болезням. Врачуя день за днём учащихся петербургских гимназий, он был поражён «множеством юношей с пострадавшими глазами». Это заставило его всерьёз задуматься и над причинами, пагубно влияющими на остроту зрения, и над возможностью как-то избежать ослабления зрения.
Надо сказать, что на близорукость учёные обратили внимание ещё в глубокой древности. Эрисману по праву принадлежит лишь приоритет в изучении школьной (или рабочей) близорукости. Первыми же были, вероятно, врачи Древней Греции, потому что сам термин «миопия» возник из слияния двух греческих слов: «мио» - щуриться и «опс» - глаз.
Правда, понять и объяснить, почему тот, кто прищуривается, лучше видит вблизи, чем вдаль, учёные Эллады так и не смогли. Впервые объяснил причину близорукости и с позиции оптики, и с позиции физиологии немецкий врач Ф. Дондерс. Объявив чёткое видение предметов заслугой сетчатки (задней стенки глазного яблока, где расположены светочувствительные элементы глаза «палочки» и «колбочки»), он показал, что близорукость возникает в том случае, когда световые лучи, преломившись в прозрачных средах глаза, сходятся в фокусе перед сетчаткой, а дальнозоркость - за сетчаткой. И он же предположил, что близорукость легче всего могут приобрести люди, в молодые годы прилежно сидевшие за книгой.
Вот эти молодые люди и стали объектом изучения и заботы Ф.Ф. Эрисмана. Учёный пришёл к выводу, что основная причина миопии - неблагоприятные условия, в которых зачастую протекает учение. Почему же возникает и развивается школьная (или рабочая) близорукость? Основную причину называют наследственность и зрительные перегрузки, которые в конечном итоге заставляют глаз перестраиваться. Что это значит?
Физиологи, изучающие работу нашей живой оптической системы, свидетельствуют, что человеку легче смотрится вдаль, чем чуть дальше собственного носа. Для нормального глаза дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности. Лучи от этой точки идут к нашему глазу параллельно. Такие лучи в собирающей линзе хрусталика нормального глаза по законам оптики сходятся в фокусе на сетчатке без напряжения зрительных мышц. Но вот рассматриваемый предмет приблизился к глазу и тем самым задал работу всем его оптическим мышцам, ответственным за «наведение на резкость», - иначе расходящиеся лучи от близлежащей точки соберутся в фокусе за сетчаткой. Глаз, добиваясь ясного видения, начинает приспосабливаться к этой работе.
Ф.Ф. Эрисманом в гимназиях Петербурга в 1870 году, показало, что в первом классе близорукость была у 15% детей, а в выпускном - у 42%. Вот так. Надо быть только очень внимательным к ребёнку, беречь его зрение и не пренебрегать никакими, даже самыми незначительными возможностями для облегчения тяжёлого труда - чтения, письма, работы с мелкими предметами.
Какие же это возможности?
В первую очередь, достаточное освещение. Освещённость на рабочем столе должна быть не менее 500 люкс. Известно, что тёмные поверхности поглощают свет, а белые, наоборот, отражают значительную часть светового потока. Следовательно, более светлые обои в комнате, где занимается школьник, сделают её удобной для работы.
Младшие школьники, готовя уроки, иногда низко склоняются над книгой и тетрадкой. Надо следить, чтобы эта привычка не укоренилась. Ещё в последние годы дети смотрят всё большее число кино, телепередач, больше времени проводят у компьютера, а это большая зрительная нагрузка.. Необходимо разумное дозирование.
Исследования учёных показали, что среди длительно болеющих детей (рахит, простудные заболевания, туберкулёзная интоксикация и т.д.) близорукость встречается чаще, чем среди здоровых. Из этого следует, что общие гигиенические мероприятия, закаливание, прогулки, достаточный сон, правильное питание оздоровляют и весь организм ребёнка, и его глаза, в первую очередь - их белочную оболочку, которая препятствует растяжению глазного яблока, - тем самым снижается опасность развития близорукости.