Дальше следует глава про любовь к ребенку. Тут если интересно - почитайте книгу сами. Это про любовь и про то, что под любовью Песталоцци понимает эмпатию (слияние с ребенком, невозможность отстраненной оценки). Но поскольку оценка и не нужна ребенку - то вот, сливайтесь на здоровье :)
Про важность уметь поставить себя на место ребенка и относиться к нему так, как мы бы хотели чтобы к нам относились (ой, где-то я это уже слышала :))
Потом про почему мы ругаем своих детей и про то, что ругать и наказывать не равно воспитывать. И что любовь к ребенку подразумевает не критику, не ругань и не наказание, а - объяснение ему того, что вам кажется неверным.
Что ребенка нельзя лишать права на ошибку, иначе он не сможет приобрести опыт.
Дальше цитирую уже:
Не правильные слова взрослых, не их увещевания или запреты, а только собственный опыт позволяет ребенку не повторять своих ошибок.
Мы тратим огромное количество усилий на то, чтобы научить ребенка верить нам. Забывая при этом: гораздо важнее, чтобы он верил себе.
Как воспитать эту веру человека в самого себя? Важно помочь ему научиться самому принимать решения, самому преодолевать препятствия. Подсказывать? Безусловно. Диктовать? Ни в коем случае. Это и есть любовь.
На маленького человека всерьез воздействуют только те его поступки, которые являются результатом его собственных решений.
Только анализом конкретных жизненных ситуаций, в которые попадает ваш ребенок, можно помочь ему выработать то или иное отношение к миру.
Теоретизировать с детьми о чем бы то ни было - бесполезно, если эта теория не подкреплена их реальным, понятным житейским опытом.
Подавляющее большинство детей не любят ходить в школу, не любят делать домашнее задание, не любят учиться.
Если вдуматься - это кошмарная ситуация: одиннадцать лет сотни тысяч молодых людей делают то, что им не нравится и что приносит одни только муки.
«Печалька», как нынче принято говорить, состоит еще и в том, что одиннадцать лет мучительной учебы приходятся на те годы, когда человек формируется как социальная личность, когда он выстраивает свои отношения с миром.
Мы, взрослые, воспринимаем «учение - мучение» как нечто естественное и привычное, потому что, когда мы были молодые, мы тоже не любили ходить в школу, делать домашнее задание и учиться.
Родители заставляли учиться нас. Мы заставляем своих детей. Привычный порядок вещей.
Мы говорим ребенку: «Не ленись! Трудись давай! Делай уроки! Мало ли что тебе трудно и неинтересно! Мне тоже было трудно и неинтересно».
«Я мучился в школе, теперь ты помучайся» - такова логика многих родителей в отношении собственных детей. В итоге наши дети вырастают с ощущением, что труд - это некое занудливое и неинтересное занятие.
В итоге мы все существуем в такой системе ценностей, когда есть скучный, но необходимый труд и веселый отдых, приносящий удовольствие.
Мы как бы отделяем удовольствие от жизни: вот - скучная трудовая жизнь, а вот - чудесное удовольствие, несовместимое с работой. Мы не ставим целью объяснить нашим детям, что удовольствие, получаемое от любимой работы, может быть больше и круче, нежели любой самый разудалый отдых.
В результате мы создали мир, где результат деятельности определяется не качеством сделанного, а количеством пота: много пота - хорошо поработали, а если трудились с удовольствием и радостью - то это как-то подозрительно.
Мы создали такую систему образования, в которой незаинтересованность детей в получении знаний представляется естественной и нормальной.
Ребенок - это не тот человек, который ничего не хочет. Он, если верить Песталоцци, много чего желает. Но определенного.
Школьник вполне себе может учиться охотно, и учеба может делать ему честь, вызывать в нем ожидания и возбуждать силы… даже не просто может, но должна.
Почему этого не происходит? Все потому же: школа идет не от ученика, а от собственных представлений о том, как и чему надо учить.
Учитель крайне редко видит в ученике реальную, конкретную личность со своими желаниями и нежеланиями.
Школа по-прежнему ставит фантастическую задачу: вырастить неясного гармоничного человека, который будет знать все про все.
А что такое, собственно говоря, гармоничная личность? Чаще всего этим таинственным словосочетанием мы определяем некоего уникального человека, который одинаково хорошо разбирается и в физике, и в математике, и в географии, и в истории, и в литературе и при этом умеет излагать свои мысли на прекрасном русском литературном языке.
Если вы требуете от своего ребенка учиться хорошо по всем предметам - вы пытаетесь вырастить из него такого вот «гармоничного» человека.
Школа навязывает нам, скажем мягко, странную систему ценностей: если человек хорошо учится по всем предметам, то он - молодец. А если он - условно говоря, «Пушкин», определившийся в своих пристрастиях и потому плохо занимающийся на каких-то уроках, - то его надо ругать: почему так много троек?
На самом же деле все наоборот: тот, кто знает, чем хочет заниматься, и активно работает по соответствующим предметам, а другие тянет на троечку, - должен заслуживать всяческого вашего уважения и, что особенно важно, - поддержки.
Школа все время как бы отвлекает родителей от подлинной цели образования. Цель образования ведь не в том, чтобы получить хорошие оценки. Она в конечном счете в том, чтобы отыскать свое жизненное предназначение.
Если эта цель не достигнута, то можно смело говорить: «школьные годы чудесные» прошли напрасно.
Гармоничный же человек - вовсе не тот, кто знает и любит все предметы, а тот, у кого развит ум (есть знания и умение их анализировать); развита душа (он умеет ставить себя на место другого человека и чувствовать чужую боль); есть сила принимать этот мир и не дать себя растоптать.
Если мы умеем развить в человеке эти три составляющие личности - мы воспитываем гармонично развитую личность. Если такая гармоничная личность отыскала свое призвание - значит, нам удалось помочь ребенку стать счастливым.
В детстве призвание может быть равно увлечению. Прекрасно, если увлечение становится делом жизни.
Очевидно, что ребенок сможет лучше определиться, если у него будет развит ум. Вообще, развитый ум еще никому не мешал. Вопрос в том, можно ли ум развить? Можно. Развитие ума, аналитических способностей очень связано с обретением призвания.
Развивать ум путем бесконечного вдалбливания в голову маленького человека самых разных знаний, которые к ому же ему совершенно неинтересны, - занятие весьма и весьма бессмысленное и бесперспективное.
Что делать? Снова все упирается в призвание.
Если ребенок отыскал себе увлечение, то задача взрослых - помогать ему получать и анализировать те знания и умения, которые необходимы для превращения желания в призвание. Только так можно развить в ребенке аналитические способности.
Ум не развивается из-под палки. Он формируется только в том случае, когда человеку интересно то, что он делает.
Говоря о развитии ума ребенка, мы чаще всего имеем в виду то количество разных (и часто неинтересных) знаний, которые он поглощает. На самом же деле развитие ума - это развитие мыслительных способностей, а не только и не столько памяти.
Развитый ребенок - не тот, кто много знает, но тот, кто умеет эти знания анализировать и использовать. А анализировать ребенок будет только то, что ему интересно. Помочь ему отыскать это интересное в мире - и есть главная задача взрослых.
Вот что важно: ум вашего ребенка хочет мыслить. И задача взрослых ему в этом помочь.
И способности человека жаждут «выйти из состояния безжизненности и неловкости», дабы стать человеческой силой. Маленький человек настроен на то, чтобы его способности развивали. Он стремится к этому!
Найдя призвание, которое равно желанию что-либо делать, и развивая его, мы развиваем таким образом и ум.
Родители не должны забывать: получение знаний может развивать в человеке ум, а может - раздражение и ощущение бессмысленности жизни. Все зависит от того, насколько интересны ребенку эти знания, видит ли он смысл ждя своей будущей жизни в их получении.
Когда речь идет об образовании, школа ставит во главу угла обязательность, долг: ребенок учится не потому, что ему хочется, и даже не потому, что ему надо, а потому, что должен.
Будет правильно, если родители поставят во главу угла интерес ребенка. Если удастся с помощью наблюдений, основанных на любви, отыскать этот интерес - можно считать, что призвание найдено.
Школа идет от собственных представлений о том, что надо учить. Поэтому она и не помогает своим ученикам обрести призвание.
Песталоцци категорически советует идти от ребенка, от его желаний и устремлений.
Неплохо бы нам помнить еще и о том, что чем позже обрел ребенок свое призвание, тем сложнее ему развивать свой ум, умение анализировать.
Развитие ума лишь косвенно связано с количеством знаний. Напрямую оно связано с их качеством. Качество это определяется в первую очередь интересом и нужностью для дальнейшей жизни.
Взрослым неплохо бы помнить: помогая ребенку выбрать призвание, мы выбираем для него счастливую или несчастливую жизнь. Никто не может быть счастлив, живя с нелюбимым человеком, точно так же никто не может быть счастлив, шагая каждый день на нелюбимую работу.
Не стоит бояться, что развивая в ребенке то, что ему нравится, ему интересно и его увлекает, мы растим его «односторонним» и, таким образом, беспомощным перед вызовами мира.
Все не могут знать всего. И все не должны знать всего. В случае необходимости люди могут объединить свои разные знания.
Почему же мы об этом постоянно забываем и мучаем своих детей: учи это, учи то - вдруг пригодится?»
Пишу снова от себя: дальше идет некое «Приложение. Про домашнее образование». Смешная глава о том, как важна социализация и как важно обучая ребенка дома не ограждать его от общения с миром :) Что важно искать ребенку кружки по интересам и там его общать с другими интересующимися. Ну то есть, и так все понятно.
И это еще не вся книга. Будет еще кусок конспекта :)