Конспект московского семинара Алексея Битнера (июль 2014)

Aug 23, 2014 17:53

Конспект писала для себя, под себя с видео-записи, выложенной в свободном доступе в ЖЖ. Слышимость не всегда была четкая. Плюс конспектировала я не все, я лишь то, что нужно именно мне для себя. Но вдруг кому-то тоже пригодится:
конспект семинара )

анскулинг, учеба

Leave a comment

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании lara_barabu August 24 2014, 07:25:50 UTC
Вы знаете, вот как раз весной общалась на тему детсадов, дошкольного образования и отсутствия там специалистов со своим куратором в институте. Она ранее была заведующей детсадом, а до этого - воспитателем. И писала кандидатскую по ГКП (группа кратковременного пребывания в детском саду, там дети обычно с 9 до 12 часов с воспитателем). Когда ГКП только придумали - концепция была такова, что такие группы являются адаптационными для детей прежде чем те начнут посещать группы полного дня (к сожалению, на данный момент ГКП превратились по сути в группы для тех, до кого не дошла очередь идти в обычную группу; то есть, кроме того, что они кратковременные - они ничем не отличаются от обычных групп). И вот когда моя куратор писала свою диссерртацию, она вела группу сама. Она вела ее так, как положено было вести, чтобы группа действительно была адаптационной. Туда приходили дети С РОДИТЕЛЯМИ. В количестве,в котором положено (в котором это целесообразно), а не "напихаем сколько вместится". И родители совместно с детьми учились тому, что и как делать (воспитатель показывала, рассказывала, была всегда рядом). Там много чего было, но суть в том, что никто не выгонял оттуда родителей. И не набирал детей больше, чем это имеет смысл для качественной работы. Ну, понятно, что через год такой работы дети всем коллективом перешли в обычную группу (где уже без родителей) - и проблем с адаптацией не было вообще. И это был сдруженный коллектив детей и заинтересованный коллектив родителей. Поскольку детей было мало, в группу конечно добавили детей, которые в КГП не ходили. Разница была огромная. Но та часть родителей вынуждена была подстроиться под сложившиеся традиции, "подтянуться". Короче, хэппи энд и все дела.
Так я о чем. Что иногда появляются такие вот энтузиасты. И тогда все РАБОТАЕТ! Система работает. Но - "в отдельно взятой стране" (коллективе). Где взять столько думающих и вовлеченных в процесс людей? Их в таком количестве просо не бывает :( Увы.
И одно дело если бы система была заточена под таких вот людей. Так нет же. Это ж наоборот - проблема. Выпендрился, вылез, делает не так, как все. Сразу палки в колеса вставлять начинают. А энтузиазм - он обратнопропорционален количеству вставляемых палок.
Сейчас ГКП - это пришел - оставил ребенка - ушел - пришел - забрал. Моя дочка отлично туда ходила, с большим удовольствием. Потому что привязалась к воспитательнице. Но как только воспитательницу сменили - все. Дочь отказалась идти в группу. Я уговорила ее пойти знакомиться с воспитательницей в игре,а я посижу в раздевалке. Вы бы видели, КАК на меня смотрели заходящие периодически туда работники сада! Потому что я их картине мира я должна была оторвать от себя рыдающую дочку, оставить в саду и уйти, дав ей "адаптироваться"!! А в моей картине ценностей нет такой вещи, ради которой я должна так поступить со своим ребенком, подорвав ее веру в меня, в мою любовь, защиту и поддержку. Как я могу отдать своего ребенка людям с такой системой ценностей? Зачем я должна сделать это? Ради каких плюшек?
А еще меня хватал за ноги мальчик с заплаканными глазами и спрашивал - придет ли за ним когда-нибудь мама. У меня сердце разрывалось. Я не могу и не хочу работать в такой системе, пока эта система такая. А менять ее нужно сверху. Не снизу. Снизу это будет на уровне одной маленькой группы, очень кратковремнно и неэффективно. И то - если сразу на корню не задавят попытку "выпендриться".
И да, меня устраивают механизмы творческой игры. Индивидуальной. Свободная игра - она вообще индивидуальная.
Но нет, я не против коллективной игры. И только за, чтобы моя дочь играла с детьми. Только из-за этого в сад периодически и пытаюсь ее водить. Вот 1 сентября снова пойдем пытаться :)

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании dz0rin August 24 2014, 08:10:49 UTC
Коллективная игра по своей сути остаётся индивидуальной, т.к. в ней каждый ребёнок продолжает реализовывать всё то же самое - собственное представление о мире. Только у детей, могущих объединиться в игровой коллектив, эти представления очень близки. Не по той причине, что кто-то им в головы вбивает нечто общее, а потому что со-бытия, происходящие с каждым из них в этой группе детского сада, общие, и все события связаны с переживаниями и впечатлениями от восприятия одних и тех же явлений, хотя каждый, естественно, продолжает всё это воспринимать по-своему. Именно это и позволяет впоследствии выйти на новый уровень личностного развития: ребёнок вынужден открыть для себя, что у каждого из сверстников имеется какой-то подобный, но совсем не похожий на его собственный, внутренний мир. Таким образом, дети начинают сопоставлять собственное представление о мире уже не только с этим же миром, успевшим измениться, но и с представлением об этом же самом мире, о какой-то его части, сложившееся у сверстника, которое наиболее близко, наиболее понятно для сопоставления и осмысления. И чем разнообразнее будет этот детский коллектив, тем более способным становится и ребёнок. Поэтому, уменьшать количество детей в группах и классах школы - это никакой не выход из положения. Это урезание возможностей развития. Индивидуальное развитие с определённого возраста продолжается лишь в условиях особо функционирующей группы, и далее - коллектива.

Вот видите, оказывается, можно работать в детском саду, если не противопоставлять себя системе, а любовью, взаимопониманием сотрудничать и с детьми своей группы, и с детьми из других групп, и с коллективом учреждения, и с родителями, и с администрацией. Понимаете, в противостоянии всегда проигрывают все... Ради чего все эти усилия? - Да вот, для начала хотя бы ради своего, ради кровного... Потом, глядишь, научный интерес возникнет, как вот у Вашей хорошей знакомой...

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании lara_barabu August 24 2014, 08:21:57 UTC
А тем, кто не хочет работать в детском саду - им что делать? :) Или тем, кто не может?
Я скорее организую своему ребенку общение вне детского сада, чем пойду в детский сад работать. Ну нет у меня ресурса там работать. Коллектив - он не только в детском саду водится ведь.
Противопоставляю я себя системе. В том виде, в каком она существует сейчас. Не коллективу как таковому. Не администрации. Не родителям или воспитателям. Хотя, когда наталкиваешься на предложение (а по тону - требование) оставить рыдающего ребенка в детсаду, чтобы "дать ему адаптироваться" - таким людям я не считаю неправильным себя противопоставлять.
Но это нормально и обычно - что системы ценностей у всех разные. Ненормально (для меня) - отдавать на воспитание и обучение своих детей людям, у которых система ценностей противоположна моей.

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании dz0rin August 24 2014, 08:52:09 UTC
Вы думаете, я пришёл работать в детский сад, потому что вот прямо мечтал стать воспитателем и вообще уже мог там работать? Я вынужден был это сделать, т.к. оказался примерно в тех же условиях, которые Вы описываете. Только мне как бы... не повезло. Я к тому времени уже был знаком с психологией дошкольного возраста, и главное, в течение нескольких лет наблюдал за реализацией одной авторской инновационной программы, которая вместе с тем глубоко укоренена в лучшие отечественные традиции. Опыт более чем успешный. Оттого и пришёл в педагогику, стал изучать детскую психологию... И в качестве альтернативы домашнее образование никак не мог воспринять. А тут ещё и опыт жены, понимаете... Оказывается, что в саду-то работа, как шутили некоторые наши воспиталки, "медвежья" (а зарплата "заячья"), а дома-то - вообще улёт, после шести вечера уже не петь, не рисовать, а только отключиться и забыться.:) (и всё это, к тому же - бесплатно, даже "заячьей" зарплаты никто не дасть, ё-пэ-рэ-сэн-гэ!, а выживать-то семье надо, нет?!..
Ну, возрождать дворовую культуру тоже кому-то надо, я Вас понимаю. Только вот не придётся ли этих же детей дворовых дожидаться с ребёнком на улице, пока они из тех же садов и школ не вернуться, где-то к вечеру? И дворовая культура - это лишь часть того, что ребёнку потребно...

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании lara_barabu August 24 2014, 09:09:03 UTC
Если бы у меня не было возможности заниматься детьми дома, и я вынуждена была бы зарабатывать - скорее всего, я бы тоже выбрала работу с детьми. Но - дома. Набрала бы группу детей. Домашний детский сад или просто занятия какие-то вела бы. Или гуляла бы с детьми. Но точно не пошла бы работать в детский сад. Не потому, что это плохо. А потому что это "не мое". Потому что для меня важно, какое окружение у моего ребенка. В детском саду на это повлиять я не смогу. Собирая группу домашнюю - смогу. А правила при этом будут МОИ. И родители мне доверят детей те, у которых взгляды схожи с моими (других я и не возьму). То есть, группу я буду подстраивать под интересы свои и ребенка. Ну просто потому, что я так вижу.
Что абсолютно не означает, что так должны делать все. У каждого свой путь. И ДЕТИ ВСЕ РАЗНЫЕ. Только родителям виднее, что нужно их собственным детям. И что нужно самим родителям.
А дожидаться детей во дворе, пока они в школе или дома уроки потом учат - зачем? Моему ребенку есть чем заняться в это время. Бассейн, 3D-моделирование, электротехника, ремонт и настройка компьютера - вот те кружки, на которых ребенку было интересно в прошедшем учебном году. В этом останется бассейн, а остальное ребенок выберет то, что ему будет интересно. И хорошо бы умудриться как-то это вместить в рабочую неделю. А еще ролики за лето добавились. А на роликах отлично катается именно когда все в школе/в саду/на работе - аллея пустая, меньше вероятности кого-то сбить.
И, опять же, я не говорю, что сыну плевать на наличие или отсутствие коллектива. Он с удовольствием общался бы, и учился бы в коллективе. ЕСЛИ БЫ коллектив хотел учиться/заниматься именно тем, что хочется Егору. Для него важнее ЧТО а не С КЕМ. Такой ребенок. Был бы другой - ну и ходил бы в школу, не вопрос. Маме (мне) было бы сильно проще.

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании dz0rin August 24 2014, 09:20:52 UTC
Точно так жена моя и поступила. У неё появились ещё двое детишек, она получала деньги за эту работу дома. + Занятия вела частные (музыкой занималась с детьми, тоже индивидуально). И эти деньги были побольше тех, что зарабатывала она в саду, работая воспитателем. Чем закончилось, я уже описал.

"Потому что для меня важно, какое окружение у моего ребенка. В детском саду на это повлиять я не смогу."
А Вас чем-то могут не устроить дети, которые придут в группу вместе с Вашим родным? То есть, какие то из них могут и не устроить?..

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании lara_barabu August 24 2014, 10:01:37 UTC
Ну что значит не устроить... Скажем так - у меня нет ресурса на разруливание проблем. Возможно, потому, что я, как и Ваша жена ранее, сильно устаю, занимаясь двумя детьми, обучением сына и своими двумя учебами. На данный момент я избегаю по возможности дополнительных проблем.
У меня нет ресурса в данный момент на эмпатию. В группе детей из 25-30 человек обязательно найдется несколько (как минимум) очень несчастных маленьких человечков из так называемых неблагополучных семей. Таких детей я видела в дворовой школе (где сын смог проучиться аж 3 месяца). Сердце разрывается, а помочь не можешь. Помогать нужно семьям. Родителям. Но помочь, когда помощь не ищут, не хотят - невозможно.
Такие дети и в детсадах имеются в избытке. И как бы мне не было их жаль, агрессия (из-за зашкаливающего у таких детей уровня фрустрации) выливается на других детей в коллективе. И да, я не хотела бы (думаю, как и любая мать), чтобы мой ребенок попал под раздачу только потому, что у другого ребенка проблемная семья.
Вообще, я за возможность выбирать себе окружение. Неважно - взрослое или детское. Мне не близка идея принудительного помещения в коллектив чуждых по духу людей. Еще хорошо, если внутри этого коллектива человек может выбирать себе друзей. А бывает, что не из кого - ну не совпал. Сплошь и рядом. Что в советское время было, что сейчас. Мне ближе, когда коллектив собран из единомышленников. Там интересно. Поскольку есть нечто общее (хотя бы идея или предмет изучения, вокруг которого все и организовались), но при этом есть и различия (что очень интересно для познания друг друга и способов взаимодействия, но имеет смысл именно если все-таки есть что-то общее).
Я вот только сейчас пошла почитала инфу "о себе" в Вашем журнале. У нас с Вами таки абсолютно разные взгляды на жизнь :) Давайте на том и остановимся. У меня нет ни потребности, ни желания в общении при таких разных взглядах. Видите, и в этом все люди разные: Вам нравится общаться там, где мало общего, а мне - там, где его много :)

Reply

Re: по поводу другой статьи о семейном образовании dz0rin August 24 2014, 10:12:28 UTC
Как скажете! Осталось лишь выразить надежду, что кто-нибудь такой найдётся, кто не поленится и продолжит выстраивать между отдельными семьями уже такие переборки, скрозь которые они не видеть, не слышать друг друга никогда не начнут; ведь для этого надо как минимум друг с другом пересечься на ограниченной территории с ограниченными ресурсами... Слава богу, пока и пространства, и ресурсов хватаем, вроде бы на каждую отдельно взятую семью... Ну, ладно, хочу пожелать Вам удачи! Спасибо за этот разговор, мне на самом деле было очень интересно, правда.

Reply


Leave a comment

Up