Оригинал взят у
princalya в
Игра и РеальностьИгра и Реальность
Д.В. Винникотт, 2002
Немного из Винникота о том, что касается игры. Винникот чаще пишет об игре, пытаясь как-то обосновать психоанализ, объяснить его эффективность похожестью на игру и тд.
Но многие его тезисы были воспроизведены Ньюфелдом в своих работах и обоснованы иногда даже совсем с другой точки зрения, чем это делал Винникот.
Цитаты из первоисточника в любом случае интересно сравнить с тем, как оно было взято и встроено в ньюфелдовскую парадигму развития. Винникот - вообще такой доньюфелд. В этой книге он пытается написать свою логику по развитию личности, одновременно пытается учесть везде свой психоанализ, как неотъемлемую часть картины, которую видит. То есть такой конкретный психоаналитик. И в своей логике расставляет акценты на то важное, что он приметил и что было доказано исследованиями.
Интересны его выводы об игре в жизни человека.
______________________
Подойдя вплотную к формулированию тезиса, я понял, что, как это часто бывает,
все очень просто и для освещения этого предмета не нужно много слов. Психотерапия
там, где перекрываются пространство игры пациента и пространство игры терапевта.
Психотерапия это когда два человека играют вместе. Следовательно, там, где игра
невозможна, работа терапевта направлена на то, чтобы перевести пациента из состояния,
когда он не может играть, в состояние когда он может это делать.
***
Для того чтобы контролировать то, что извне,
нужно что-то делать, а не просто думать или хотеть, а действия требуют времени.
Игра - это действие.
***
Я отказываюсь от последовательности психоанализ психотерапия игровой материал игра и
предлагаю построить ее вновь, но по-другому. Другими словами, игра универсальна,
и это признак здоровья; игра облегчает взросление, а следовательно, и здоровье; игра
вовлекает в групповые взаимоотношения; игра может стать формой коммуникации в
психотерапии; и последнее, психоанализ развивался как высоко специализированная
форма игры, используемая для коммуникации с самим собой и другими.
***
Никогда не забывайте, что игра сама по себе является терапией.
Позаботиться о том, чтобы дети сами могли играть уже психотерапия, которая имеет
прямое и универсальное применение, включая формирование позитивной социальной
установки по отношению к игре.
огда ребенок играет, ответственный за него взрослый всегда должен быть рядом,
но это не значит, что он должен включаться в игру. Когда организатор занимает в игре
позицию руководителя, последствия ясны: ребенок или дети не будут способны играть
творчески, в моем понимании этого термина.
Главное из того, что я хочу донести: игра это переживание, всегда творческое пере-
живание, и это переживание, находящееся в пространственно-временном континууме,
это базовая форма жизни.
Ненадежность, непостоянство игры связано с тем, что она всегда находится на
теоретической линии между субъективным и объективно воспринимаемым.
***
Будь то взрослый или ребенок,
в игре и только лишь в игре они способны к творчеству, способны задействовать всю
личность в целом; а только будучи способен творить, индивид может раскрыть свою самостью.
***
Комментарий
Поиск можно начинать только от бессвязности и бесформенности или, возможно,
с элементарной, зачаточной игры, как бы в нейтральной зоне. Только тогда, когда
личность дезинтегрирована, может возникнуть то, что мы называем творчеством. Будучи
отраженным, только будучи отраженным, творчество становится частью организованной
личности, и в конечном счете именно это заставляет индивида быть, быть найденным; и
в итоге он сам или она сама приобретает способность утвердить свое существование.
Отсюда главный отличительный признак психотерапевтической процедуры созда-
ние благоприятных условий для переживания бесформенного и творческих импульсов,
моторных и сенсорных, которые и составляют суть игры. А на базе игры полностью стро-
ится экспериментальное (основанное на опыте. Прим. пер.) существование человека.
Весь опыт нашей жизни находится в поле переходного феномена, в этом захватывающем
переплетении субъективности и объективности, и в промежуточной области между
индивидуальным миром и разделенной между всеми людьми внешней реальностью.