В продолжение про сказки...
но теперь про потешки.
помните?
Сорока - белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
Загибают пальчики, начиная с мизинца:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Показывая на большой палец:
А этому не дала.
Поглаживая его, говорят:
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:
Двигаем большим пальчиком вперёд-назад, сгибая-разгибая:
Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд.
есть еще варианты этой потешки, когда пальчик пошел за водой. но не суть.
кто бы подумал, что смысл заложен давно и очень глубоко.
я не буду своими словами. я процитирую.
"Итак, потешка «Сорока-белобока» помогает малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью - одним из главных умений ребёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. И в это же самое время она, как и любая другая народная потешка, доносит до бессознательного ребёнка определённую генетическую информацию, формирующую традиционное мировоззрение.
Попробуем разобраться - какую именно. Речь в потешке идет о Сороке-белобоке, которая варит кашку для деток или гостей.
С одной стороны, сорока символизируется с вредоносной силой: так как по народным приметам - она предвестник чего-то плохого, к тому же в её названии содержится слово «сорок» (число вредоносных сил). С другой стороны, смысл потешки связан с праздником «Сараки», который справляется славянами на весеннее равноденствие 22 марта (когда после 40-дневного периода исчезновения созвездие Плеяд опять появляется на небосклоне). А по традиции славяне видят в Плеядах место пребывания душ покойников, ожидающих суда [2].
Можно сказать, что речь идет о некой силе, приносящей вред или пользу, в зависимости от уважения к предкам, их почитания.
Для поминания предков у славян в году 5 существует поминальных дней - «дзяды». Эти дни требуют строгого поведения, соблюдения определённых ритуалов, в частности, приготовления поминальной каши, которой «кормят дедушек» (в потешке - детушки или гости) и откупаются от этой силы.
Кто поминает предков, как положено, причём все пять поминальных дней (пять пальцев), тому предки (эта сила) помогают во всем: «этому дала» - здоровье, достаток, счастье и т.п.
Но если человек не совершил действия, соответствующие четырём стихиям:
Он дров не рубил (ветер),
Воду не носил (вода),
Печку не топил (огонь)
Кашу не варил (земля) (здесь имеется в виду процесс приготовления)
И, соответственно, в результате не приготовил обрядовую поминальную кашу из зерна (мистического союза четырёх стихий Огня, Воды, Земли и Ветра) для предков (иначе говоря, он просто не поминал предков, не оказывал им почтения и уважения). Соответственно, этот человек «ничего не получает» от своих предков, своего Рода. Более того, он ни от чего не застрахован: «хто дзядоу не уважаее, таму уселяк бываець» [3].
Но в продолжении потешки есть надежда, что даже если что-то сделал не так, всё можно исправить. В ней содержится нравственный урок: пальчик начинает исправляться.
Вот что ещё примечательно: по замыслу потешки внимание акцентируется на криницах силы - запястье, локте и плече (возможно, происходит их активизация) и полное расслабление с помощью щекотания.
Подведём итог сказанному. Получается, что такие немудрёные на первый взгляд традиционные игры, как «Сорока-белобока», в которые уже на протяжении многих веков играют мамы и бабушки со своими крошками, доставляют им не только радость и удовольствие, а непосредственно влияют на развитие мозга, интеллекта, речи ребёнка, на нормальное функционирование внутренних органов, помогают овладеть бесценным даром народного слова, и, пробуждая генетическую память, формируют традиционное миропонимание и мироощущение. Другими слова имеют мощное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье малыша".
отсюда
http://pagan.nichost.ru/forum/index.php?showtopic=820&hl=сорока-белобока