Цикл «Кольцо Нибелунгов» Мариинки в Зарядье. Гибель богов.

Apr 19, 2022 11:09


Ну вот, наконец пришел черед сюда написать. Появилось очень сильное впечатление - и это впечатление от знаменитого цикла Вагнера «Кольцо нибелунгов», привезенное нам маэстро Гергиевым в эти тревожные дни. Теперь-то я осознала, что это далеко не случайно...

Цикл, как известно, состоит из четырех опер - «Золото Рейна» (пролог), «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». Мы с мужем посмотрели три из четырех, к сожалению на Валькирию не могли пойти, хотя очень хотели! :)



Этот цикл - совсем не сказка, и не мифология. То есть, построен он на германской мифологии, но несет мощное актуальное послание. Суть его в том, что всем золотом мира («золото Рейна») завладевает некий вождь нибелунгов - жителей подземного мира. Завладевает ценой отречения от любви: «Зачем мне любовь, если смогу любую женщину купить за деньги?» - возвещает он. Но главный приз этого отречения - совсем не золото. А волшебное кольцо, которое дает власть над миром. Однако всякий его владелец получит в довесок к власти кучу несчастий и проблем. Кольцо постоянно переходит из рук в руки, и вот странно - каждый его владелец не желает  (то есть не просто не желает, а никак не желает!) с ним расстаться. Не может, и все тут. Кольцо обладает какой-то магнетической силой.

Нибелунги, первые владельцы этого кольца, всячески пытаются вернуть его - сначала у укравших кольцо богов, потом у героя Зигфрида. Однако у них ничего не получается, и в первую очередь - потому что они злобные существа и пытаются ставить подножки друг другу. Однако и у владельцев кольца тоже все идет наперекосяк. Боги в итоги тоже теряют кольцо, передав его великанам.

В последней части герой Зигфрид, сам того не понимая, предает свою жену Брунгильду и женится на другой, околдовавшей его женщине. Все это подстраивает нибелунг Хаген из-за желания убить Зигфрида и овладеть кольцом. В итоге мы видим, что все неустройство в мире, как в мире богов, так и у людей (героев) и в подземном царстве происходит из-за золота и борьбы за власть.

В последней части мир богов безвозвратно рушится. Кто эти боги? Это те, кто владеет миром. Их власть рассыпается, как карточный домик. Но и человечество в лице героя Зигфрида тоже гибнет. Таким образом, перед нами картина Апокалипсиса. Недаром сам Вагнер говорил, что в этой опере он нарисовал великую и страшную картину разрушения цивилизации. Однако он же вселяет надежду: в конце появляются радостные ноты, дочери Рейна вновь резвятся в водах, мажорные созвучия оставляют радужное впечатление будущего возрождения мира, освобожденного от власти золота.

Теперь о постановке. В концертном зале «Зарядье» было сделано все возможное и невозможное для полноты восприятия оперы: ведь у Вагнера прописаны не только музыка и текст, но и весь антураж. Декораций, как таковых почти не было, но световые эффекты, костюмы и разноуровневые площадки создавали полную иллюзию полноценного спектакля.

Главным действующим лицом его, без сомнения, был оркестр. Во-первых, сам маэстро. Его сейчас в определенных кругах принято критиковать. То он сильно задерживает начало спектакля, то у него «руки трясутся», то вступление, такой-сякой, не показывает. Но поверьте - все это такие мелочи по сравнению с тем, ЧТО он делает на сцене! А делает он настоящее волшебство.

Во-вторых - музыканты, игравшие так вдохновенно, так живо, с такой экспрессией - что невозможно представить себе более адекватное исполнение Вагнера. Все лейтмотивы цикла, которые в этой опере соединяются в едином ансамбле, все прекрасные соло, все тутти - были сыграны с таким размахом, или такой проникновенностью, что музыка сама выполняла художественную часть, рисуя огромное полотно спектакля. Я порадовалась возвращению концертмейстера оркестра - Лоренцо Настурица-Гершовичи, без которого сейчас трудно представить себе гергиевский коллектив. Его не было на третьей опере цикла, и как-то взгрустнулось... все-таки концертмейстер играет огромную роль, определяя звучание оркестра.

Поэтому мы встретили его прямо с ликованием. Солисты-певцы были также на высоте. Предсказуемо хорош Михаил Векуа - главный вагнерианский тенор театра. Удивительно, что в таком марафоне (5 часов чистого времени) у него практически не устает голос, и он звучит в конце также чисто и сочно, как в начале. Блестящие мариинские басы, поющие по всему миру, составили ему прекрасное дополнение - Евгений Никитин, Михаил Петренко, Роман Бурденко. Но в этот раз меня поразила исполнительница роли Брунгильды - Татьяна Павловская. Обычно Вагнера поют крепкие сопрано, отличающиеся некоторой мужеподобностью - и внешне, и голосом. Голоса у них резкие, на верхах часто визгливые - в общем, никакой женственности и красоты. Но в Мариинке и это необычно - Брунгильду пела хрупкая изящная певица, с прекрасным тембром, в котором сочеталась и вагнеровская героика, и нежные переливы. Необыкновенно хороши были дочери Рейна - Домбровская, Васильева и Сергеева, кроме пения, они еще и прекрасно двигались и танцевали на сцене. Поражаюсь, как можно петь такое сложное трио и при этом постоянно выполнять балетные по сути номера!

Валерий Гергиев - единственный руководитель театра, который в фойе раздает бесплатные программки. Мелочь, а приятно. J У нас в театрах они стоят 150-250 руб.



Апофеозом спектакля, конечно, был Траурный марш. Сцена похорон Зигфрида. Разные слышала записи исполнения его, в том числе фон Караяна, Тилемана и др. Запись, конечно - это запись и ничего более. С живым исполнением не сравнить. Вживую слушала только Мишу Дамева и это было очень хорошо. Просто очень. Но это все-таки было исполнение - одно из многих. Здесь же маэстро развернул такую картину… описать которую невозможно. Слов таких в языке нет. Марш звучал не прочно трагично - обреченно трагично. Чувствовалось, что это предел, обрыв, дальше не будет НИЧЕГО. Или будет все, но совсем другое.

https://yandex.ru/video/preview/?text=траурный%20марш%20вагнера&path=yandex_search&parent-reqid=1650353950064328-591182069996503438-sas2-0129-sas-l7-balancer-8080-BAL-8944&from_type=vast&filmId=7881138445228931432 Вот нашелся в исполнении Тилемана. И это очень хорошо. Но все-таки не так, как у Гергиева.

Вот его исполнение в спектакле 2009 года: https://yandex.ru/video/preview/?text=гибель%20богов%20вагнера%20Гергиев&path=yandex_search&parent-reqid=1650354213713453-7017425083419267412-sas2-0691-sas-l7-balancer-8080-BAL-8918&from_type=vast&filmId=157436280 Но не знаю, то ли маэстро переосмыслил текст оперы, то ли запись не отражает того апокалипсиса, который звучал у него в траурном марше сейчас, но разница чувствуется.

Удачно в конце спектакля была решена сцена самосожжения Брунгильды - девушки в красном (сцена тоже была вся залита красным светом) у ног героини извивающимися руками изображали языки пламени. Огонь был живым! Оригинальное и впечатляющее решение.



Поклоны. Справа налево - Роман Бурденко, Михаил Петренко, Татьяна Павловская, Евгений Никитин, Михаил Векуа, Ирина Муравьева (кстати, ей очень подходит вагнеровский вокал, гораздо больше, на мой вкус, чем Лиза, например), Жанна Домбровская (кажется).

На поклонах зал весь стоял. Впечатление было сильнейшее.  Мариинка, приезжайте еще!

Previous post Next post
Up