Парсифаль в Баварской опере

Jul 03, 2018 13:37

Такого рода впечатления просто невозможно описать. Шли на спектакль (вернее, летели самолетом) с некоторым сомнением, после всех фото и комментариев, опубликованных в интернете.

Особенно после таких вот девушек-цветов, с позволения сказать. Но все это к спектаклю отношения имело мало, т.к. спектакль сделали божественный оркестр во главе с Кириллом Петренко, который вел его очень корректно, там где надо - раскрывая огромные вагнеровские тутти, там где надо - убирая звук и давая выразиться артистам. Начало, знаменитый прелюд был сыгран так нежно, так глубоко и пронзительно, что хотелось слушать еще и еще, и жаль было, что он кончился, тем более на сцене появился "лес" из стилизированных елок и белые валуны. Но после такой музыки это все как-то не работало - ни за, ни против. Просто выверт режиссера, не более того. Дальше начался длинный монолог Гурнеманца, который произвел потрясающее впечатление. Ну во-первых, это 40 кажется минут почти непрерывного пения, которое Рене Папе исполнил блистательно. Это было и пение и декламация, в общем, все по Вагнеру. Ни одна фраза не была бессмысленной, ни одна интонация - однообразной, все играло на образ, на музыку. Браво, Рене! Надо сказать, что в том же ключе он провел свою сложнейшую партию до конца, очень строго выверяя все детали своей роли. Каждый его жест работал!!! Как же я за него рада! Так же блистательно спел и Йонас Кауфман, роль у которого, надо отметить, хоть и главная, но в смысле вокала менее масштабная, чем у Папе. Ощутимо было, как певец старается раскрыть каждую деталь музыки - все было к месту: поворот головы, каждое движение, походка. Этому сногсшибательному артистизму не могли помешать никакие декорации, никакая "женская баня" вместо девушек-цветов. Ну и коронная кауфманская ария - это настоящее прозрение, ясно было, что Парсифаль все понял: как спасти Амфортаса, как помочь бедной Кундри, как спасти мир (Монтсальвата). Это прозрение выразилось в звуке такой мощи, такого гигантского взлета, что зал замер, переживая впечатление. Ария прозвучала так полнозвучно, как не звучала раньше (по крайней мере, мне не удалось слышать) у самого Кауфмана. Здесь были и боль, и отчаяние, и желание подвига во имя людей. После этого даже как-то странным показалось его - прочь, прочь - сказанное им Кундри (Нина Стемме). А она-то? Но потом это отвержение смягчается и появляется надежда. Он и ее не может не спасти. Несчастную, мятующуюся между добром и злом.

Очень симпатичен был Клингзор - скорее комичный, чем злодей, сыгранный Вольфгангом Кохом. Может, здесь и правда, авторы спектакля решили показать всю несерьезность и натужность Зла, пытающегося овладеть Добром.
Ну про его пение говорить не приходится - это прекрасный, яркий, звучный бас-баритон, отметившийся именно в исполнении вагнеровских ролей. Некоторое опасение было насчет Герхаэра - мне он всегда казался несколько однообразным и тусклым. Но в роли Амфортаса он раскрылся с лучшей стороны, кроме того, хороша была его игра. Интересно, что Чашу Грааля в спектакле заменяла корона - хотя это меняет весь смысл оперы. Ведь теперь спасает не Божественный Промысел, а Власть. Не знаю, чем это оправдано. И спасение человечества подменяется спасением Амфортаса. Но конечная идея - физическая смерть двух героев во имя торжества вечности, оставлена вагнеровской.
Бурю оваций вызвал Кирилл Петренко на поклонах. И действительно, его оркестр с неожиданными паузами (вызывающими ощущение интриги - а что же дальше?) и воздушным звучанием во многом сделал спектакль.

Опера, Рене Папе, Баварская опера, Вагнер, Кауфман, Кирилл Петренко

Previous post Next post
Up