26 апреля случилось побывать на спектакле в Дрезденской опере, на Тоске Джакомо #Пуччини. Сказать, что #Тоска - самая выдающаяся опера этого композитора и одна из самых красивых опер мирового репертуара - значит ничего не сказать. Ее имеют в своей афише практически все крупные оперные театры. Меломанам она знакома почти наизусть, а арии из нее становятся украшением любого концерта. Арию #Каварадосси E lucevan le stelle (И звезды сияли...) считает обязательным включить в свой репертуар каждый мало-мальски значимый тенор.
Театр в Дрездене был в середине 70-х годов 20-го века восстановлен с нуля. И это настоящий подвиг, как и все восстановление Дрездена после сожжения его американской бомбежкой в 1945 году. Представляете, целый город #Дрезден с более чем 100 тыс. людей (в Дрездене скопились еще и беженцы, так что точной цифры нет) был сожжен. Не площадь, не здание, а целый город! Прекраснейший город Европы, столица королевства Саксонии, со знаменитым Цвингером и Дрезденской картинной галереей, которую, к счастью, мы успели эвакуировать.
Театр царит над главной площадью города, напротив здания знаменитой Дрезденской галереи огромной громадой - внешне он черен, как будто закопчен. Но зато внутри - полон света и барочной красоты. Это традиционный ярусный театр с королевской ложей. Очень красивы холлы, колонны, на потолках панно, роскошные мраморные лестницы. Конечно, это не наши строгие театры, а европейские барочные, там масса всяких украшений и нужных и не очень деталей. На вкус, в общем. Театр относительно небольшой, но яма и сцена довольно просторные. Акустика отличная. Земпер, архитектор Дрезденской оперы, был одним из лучших строителей театров в тогдашней Германии.
На сцене скромные декорации первой картины - как полагается, церковь, фреска кающейся Магдалины во всю стену, статуя Мадонны, чаша для омовения рук, да и все, наверное. Да, в полу - люк, куда прячется сбежавший из тюрьмы Анжелотти. Несколько непривычно, обычно он схороняется в часовенке где-то сбоку от алтаря.
Кто в курсе, в этой опере практически нет увертюры, есть совсем маленькое вступление, но когда Кристиан #Тилеман, стоявший в этот вечер за пультом, его заиграл, мы сразу попали в Рим, в церковь, в наполеоновское время. Оркестр знаменитая Дрезденская капелла, мощно, стройно, звучно сразу ввел зрителей в тему. Это был настоящий герой оперы в этот вечер.
Анжелотти и Ризничий спели свои фразы вполне достойно, выразительно. И вот появляется Каварадосси-#Антоненко. С первой фразы видно и слышно, что это оперная звезда, так убедительно он выглядит и поет. Но по ходу сюжета ему пришлось подниматься и спускаться по лесам, воздвигнутым вдоль фрески (это в Тоске всегда так), и леса были настолько ненадежны, так они качались и дрожали под поступью корпулентного Антоненко, что каждый раз, когда он по ним взбегал, было страшно за артиста. Первую арию он спел замечательно, но неутомимый Тилеман так гнал оркестр, не делая ни единой, даже малюсенькой паузы, что аплодисменты просто повисали в воздухе. Думаю, это было не случайно. Тоска прозвучала-таки единым порывом от светлой сладости первого дуэта до трагической последней сцены смерти героев. Никаких передышек и пауз здесь не предусматривалось. Хотя артистов, певших очень хорошо, все же было немного жалко. Блеснула своей единственной арией Адриана #Печонка, канадское сопрано, вот ей единственной и удалось похлопать вволю. Скарпиа в исполнении блестящего баритона Людовика #Тезье, был немного вяловат в этот вечер, как-то не очень складывалось и с пением, местами мощный оркестр Тилемана все же заглушал отдельные ноты (на тутти, правда). Но выглядел он убедительно и благородный бархатный тембр искупал все недостатки.
Единственное, о чем можно пожалеть - что знаменитая хитовая конечная ария Каварадосси, та самая, которую поют все тенора мира, прозвучала не очень-то. Александр Антоненко пел ее почти всю на форте, что сразу убило ее сюжетное значение как прощания с возлюбленной, да и с жизнью. Нюансов в пении почти совсем не было. Здесь образ не получился, да и пение с кричащими верхами вызвало недоумение. Зато как играл оркестр!!! Тилеман выжал из него все, все краски, все нюансы. Соло кларнета было затухающе прелестным, прощальным, струнные воздушно взлетали в высь, А какая у него медь! Мягкая, сочная, рокочущая. Этот оркестр, без преувеличения - один из лучших в мире.
Не умею я как следует фото вставлять. Вот что получилось в итоге. Это - интерьеры холла и зрительный зал Земпер-Опер.