Голые попы на оперной сцене или искусство в массы.

Jul 31, 2015 13:16



Опера считается жанром элитарным и архаическим. В самом деле - новые оперы практически не появляется, а произведения, составляющие основной репертуар оперных театров, написаны в лучшем случае 100 лет назад. Как же выжить оперному искусству в современном мире и не потерять интерес публики? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности - сделать постановки более современными и зрелищными, но все не так просто.



Никого уже не удивишь переносом действия оперного спектакля в современную реальность. И в общем-то это был бы вполне приемлемый ход, если бы у всех режиссеров-постановщиков хватало таланта, знания музыки, понимания тонкостей художественного сюжета, положенного в основу оперного либретто, ну еще неплохо было бы разбираться в специфике жанра. Но нет, зачастую, во главу угла ставят только лишь зрелищность и эпатаж. И вот Аида летит в космос, Травиата превращается в банальную придорожную проститутку, Онегин с Ленским становятся геями, а в Дон Жуане, на сцене Миланской Ла Скала, расхаживает дама одежда которой состоит лишь из черных чулок.



Выпустить голых артистов на сцену это самый простой и верный способ привлечь публику в театр. Эпатаж, скандал, сенсация, тут уже можно и не петь, кому нужен вокал когда на сцене расхаживают голые "боги", маршируют совершенно раздетые артисты хора или возлежат томные нимфы в с оголенной грудью. Сразу вспоминается анекдот: "... ты не пой, ты так ходи", но только не смешно от всего этого, а очень грустно.



Большие артисты, уже имеющие вес на оперной сцене, могут отказаться участвовать в таких фарс-постановках, но их не так много. Далеко не каждый оперный артист может позволить себе, как например Образцова или Хворостовский, отвергнуть предложение петь на сцене в окружении голых поп.



из интервью с Еленой Образцовой:

"Мне бы хотелось, чтобы спектакли ставили так, как это было 50 лет назад. Когда люди ломились в театры. Когда режиссер и артисты, репетируя спектакль, стремились понять эпоху, в которой происходит действие: как жили, в чем ходили, о чем думали. Историческая основа очень важна, и артисты, готовясь к той или иной роли, изучали историю. А сейчас - как в кино: раздели - бабахнули - бросили - убили. Нельзя так, надоело.
Как-то я приехала в Германию, чтобы петь Кармен вместо одной артистки. Оказалось, что в этой трактовке Кармен - проститутка, а тут и Эскамильо вышел в красных порточках и с красными боксерскими перчатками. И я сказала: «Нет, спасибо». Разругалась с режиссером и несколько лет не пела в Германии, потому что он был сердит на меня. Но я считаю, что поступила правильно. Певцы должны с уважением относиться к себе и музыке и понимать, что многое в жизни зависит от их выбора. А они часто соглашаются петь в идиотских постановках. Вот и журналисты, пишущие об опере, должны иметь критерии оценки, а не восторгаться всем подряд."



Из интервью с Дмитрием Хворостовским:

"Может, я выскажу сейчас циничную мысль, но в последнее время я все больше убеждаюсь в том, что она верна: я думаю, что настоящих ценителей оперы во всем мире сегодня единицы - тех людей, которые могут отличить исполнение одного певца от другого, услышать и оценить нюансы, штрихи, особенности певческой техники каждого исполнителя. Таких знатоков мало. В основном же на спектакли ходят люди определенного уклада, которые едва ли не обязаны посещать оперу, так как к этому их подталкивают понятия их круга, а не потому, что они ее любят. Зачастую они не в силах разобраться, хорошая постановка или плохая, и понять, в чем уникальность именно оперного исполнения. Многим из этой публики нравятся постановки эпатажные, с вызывающими внешними эффектами. Ради таких зрителей и ставятся оперы в такой вот режиссуре. К сожалению, такова тенденция развития европейской оперы и вообще театрального искусства, главная цель которого - заводить, шокировать, заинтересовывать именно вот такую публику, ожидающую от постановки прежде всего какого-нибудь скандала."



Из интервью с Любовью Казарновской:

" - Современная режиссура, как мне кажется, ориентирована как раз не на возвышение, а на ниспровержение.

- Абсолютно верно. Они стараются все упростить, примитивизировать. Задача оперного артиста снижена до беспредела. Не булочника возвышают до уровня великого произведения, а оперу низводят до уровня жвачки. Где же тут места личностям? Вот отсюда и кризис жанра!"



Так нужно ли устраивать из оперных спектаклей такой балаган? Возможно ли приобщить более широкие слои зрителей оголяя оперных артистов? Стоит ли опускать классическую музыку ниже плинтуса или может быть лучше заняться музыкально-эстетическим воспитанием подрастающего поколения? Или это утопия и опера скоро вымрет как жанр?

театр, опера, культуру в массы, мысли

Previous post Next post
Up