Оригинал взят у
leko007 в
Ляля Насуханова - первая летчица-чеченка ....
Ляля Насуханова первая летчица-чеченка, парашютистка и видный общественный деятель в историю Чечни влетела словно птица с неба - на самолете, став первой летчицей- чеченкой и тем самым доказав, что можно заниматься любимым делом, сохраняя и приумножая те качества, которыми издревле гордились чеченские женщины.
Все началось с парашютного спорта, которым Ляля начала заниматься в 50-е годы в Алма-Ате. Девочка в тайне от родителей записалась в кружок, где и зародилось ее желание стать летчицей. Рассказать о своей заветной мечте родителям она естественно боялась, они в корне расходились со строгими чеченскими обычаями и понятное дело, выбор ее никто не одобрил бы. В те времена в авиацию женщины попадали крайне редко, не говоря о том, что среди чеченского народа, это был беспрецедентный случай. Однако объяснить странное желание чеченской девочки стать летчицей очень просто - сначала появилось желание полететь на родину в Чечню, на крыльях, а после - мечта стать летчиком и сев за штурвал самолета улететь в синее небо, к любимым горам!
Родилась Л. Насуханова в 1939 году в колыбели многих известных в республике и за ее пределами людей - в с. Старые Атаги. Еще в детстве она узнала горький хлеб чужбины в ссылке в Казахстане. Там, в далеком Казахстане, вчерашняя школьница совершила свои первые 86 прыжков. Отсюда и начался ее путь к мечте - стать летчицей. Именно здесь, еще учась в школе, она "заболела" небом и записалась в кружок парашютистов Алма-Атинского аэроклуба. В те годы в авиацию женщины попадали редко, в виде исключения, поэтому мать прямо дар речи потеряла, когда однажды в книжке дочери нашла ее "секретные документы". Только и сказала: "Не женское это дело", - и махнула рукой: знала, что если Ляля решила, то отговаривать бесполезно - упряма была невыразимо. Отец тоже не очень-то препятствовал увлечению дочери, верил, что с годами: «дурь из девичьей головы все таки вылетит». Таким образом, на пути Ляли в осуществлении своей мечты отныне не стало преград. После окончания аэроклуба она поступила и успешно окончила Центральную летно-техническую школу в Саранске.
В 1957 году настал исторический момент для чеченцев, который повлиял на судьбу не только Ляли, но и всего чеченского народа. В это время. по решению Верховного Совета СССР были восстановлены национальные автономии репрессированным народам, среди которых были и чеченцы. Вернувшись на Родину, в 1957 году Ляля поступила в Махачкалинский аэроклуб летчиком-инструктором. Набирала опыт пилотажа, воздушной акробатики. Окончив его, продолжила учебу в центральной летной школе ДОСААФ, стала профессиональным летчиком инструктором. Работала сначала в Махачкалинском аэроклубе. Совершенствуя летное мастерство и разнося добрую славу о многосторонних талантах и возможностях родного народа, участвовала во многих международных, всесоюзных, всероссийских зональных соревнованиях по самолетному спорту. Первые успехи пришли к Ляле в конце 60-х годов прошлого века: в составе сборной команды Дагестана молодая спортсменка в г.Ростове, на первенстве по южной зоне России, стала чемпионом и получила диплом первой степени.
Однако все эти достижения ей давались нелегко. Войти в десятку лучших летчиков СССР ей пришлось ценой неимоверных усилий. Она училась и работала в неравных условиях. Вспоминая свою жизнь, она писала: "Мое положение осложнялось еще и тем, что я была из спецпереселенцев, то есть людей второго сорта, о чем нам напоминали на каждом шагу". Настойчиво пробивалась она и в военное авиационное училище, где готовили летчиков высшего пилотажа. Тернистый путь туда лежал через генштаб. Наконец, она поступила в это училище и успешно закончила его и стала мастером высшего пилотажа
Ляля была настоящим асом в области пилотажа. Бесстрашная, хрупкая женщина принимала участия в соревнованиях наравне с летчиками-мужчинами. На первенстве СССР по самолетному спорту в г. Куйбышеве она заняла 18-е место среди 54 летчиков. Следующим достижением стало 3-е место на первых соревнованиях по самолетному спорту СССР среди женщин в Москве. Бронзовую медаль Насуханова получила за 27 фигур высшего пилотажа в 20-ти комбинациях. Из Москвы Ляля увезла не только награды, но и самое важное для любого профессионала - признание своего мастерства. Ее включили в сборную команду СССР, планировалась ее поездка в Испанию на первенство мира, но международный дебют не состоялся, в это время Ляля готовилась стать матерью.
Восхищенные мастерством чеченки-пилота, присутствовавшие на соревнованиях летчики-космонавты Герои Советского Союза Андриян Николаев и Валентина Терешкова, писали в газете "Грозненский рабочий": "Мы с большой радостью следим и гордимся успехами первой летчицы-чеченки Ляли Насухановой. Мы много слышали рассказов о мужестве и отваге чеченской молодежи. А недавно, увидев на соревнованиях по высшему пилотажу Лялю, мы воочию убедились в правдивости этих рассказов. Считали бы за честь слетать с ней вместе в космос". А поэт Иван Минтяк, также восхищенный летчицей, посвятил ей целую поэму «Земное небо». Так шаг за шагом умножала Л. Насуханова славу своего народа, своей рсепублики.
23 года она работала в авиации. Она доказывала право женщин летать на современных реактивных самолетах. Мечтала попасть в отряд космонавтов и демонстрировала свои способности и подготовку. Ее друзья-космонавты пытались помочь ей в этом. Но для включения в отряд требовалось специальное решение ЦК партии. Главной помехой здесь оставалось клеймо спецпереселенца, то есть то, что она была чеченкой. Это не зависело от нее. Это было несправедливо. Но ни в теории, ни в практике никогда она не была слабее лучших советских летчиков-мужчин. Она реализовала возможности в своей профессии до предела. Материал "Сердце, отданное небу", в котором автор рассказывает о Ляле Битаровой (Насухановой), первой летчице-чеченке, заслуженном мастере спорта СССР по самолетному спорту. "В 1964 году ее назначают командиром авиационного звена. До нее ни одна женщина в бывшем Советском Союзе не удостаивалась такой должности на реактивных самолетах-истребителях. Четыре раза сделала она попытку попасть в отряд космонавтов Советского Союза, но, увы, клеймо спецпереселенца давало о себе знать, сопровождая, как тень", - говорится в статье.
Насуханова в Махачкалинском аэроклубе проработала долго - до самого перехода на гражданскую работу - в Центре подготовки летчиков ДОСААФ в ст. Калиновской. Много сил и энергии отдала Насуханова и работе в Грозненском учебно-авиационном центре. Она была летчиком-инструктором, командиром звена реактивных истребителей «МИГ-17». На разных типах самолетов Насуханова налетала более 2000 тысяч часов, воспитала более 200 летчиков из разных республик СССР. Командир центра отмечал: «Летать любит, летает грамотно, смело». А она еще в это время заочно училась на историческом факультете Чечено-Ингушского педагогического института.
Но пришло время расстаться с небом. Учитывая огромный воспитательный опыт Ляли, руководство республики доверило ей пост секретаря Грозненского райкома КПСС, откуда она через несколько лет перешла на работу в Областной совет профсоюзов: работники культуры республики избрали Л. Насуханову председателем своего обкома профсоюзов, где она и трудилась до последних дней. Однако, общественная деятельность Л. Насухановой началась не тогда, когда она по возрасту ушла из авиации, и ее выбрали секретарем Грозненского сельского райкома партии, затем депутатом Грозненского горсовета - гораздо раньше. На встречах со знаменитой спортсменкой в школах, ВУЗах, на предприятиях зал всегда был полон. Она получала сотни писем от молодежи с вопросами: какую выбрать профессию, как стать счастливой, независимой.И ни одно из писем никогда не оставляла без ответа.
В 80-е годы в гости к Ляле Насухановой приезжал Георгий Береговой - кандидат психологических наук, начальник центра подготовки космонавтов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР. Георгий Тимофеевич вручил Насухановой диплом Федерации авиационного спорта «За заслуги в подготовке спортсменов ДОСААФ».
Ее вспоминают как женщину уникальной судьбы. Она стала первой летчицей чеченкой. Она вырастила не только своих детей, но и «поставила на крыло» десятки молодых людей разных национальностей. Ее реактивный «Миг» летал в мирном небе. Ее личную судьбу можно было бы считать счастливой. Но вот, что сказала она об этом: "Так можно было считать, если бы не две народные трагедии, которые выпали на мой век: выселение 1944 года и события, которые начались в 1994 году и продолжающиеся до сегодняшнего дня. Так что счастье мое относительное". Феномен Ляли Асухановой не в том, что она стала летчицей, а в том, что она не переставала чувствовать себя частью своего народа и в полной мере осознанно разделяла его судьбу. В 2000 году чеченская женщина-летчица из Старых Атагов жила как беженка вместе со своей в семьей в осетинском селе недалеко от города Владикавказ. Там же, беженкой ей и довелось скончаться в январе 2000 года. Первая летчица чеченка, парашютистка и видный общественный деятель похоронена во Владикавказе. Вот таким удивительным образом сложилась судьба чеченской девушки Ляли, которая следуя зову сердца, навсегда вписала свое имя в историю своей республики. Она ушла из жизни относительно рано - ей было всего 61 год, но память о ней сохранилась и в глазах тех, кто ее знал близко, она до сих пор молодая, красивая, уверенная в своем счастливом будущем.
Click to view
===============================================================
Лидия Литвяк.
Эта невысокая белокурая девушка - самая результативная летчица-истребитель в истории. На ее счету 16 сбитых самолетов (из них четыре в группе). Лидия Литвяк была грозой люфтваффе над Сталинградом и Ростовом. На капоте ее истребителя была нарисована белая лилия, отчего ее называли «Белой лилией Сталинграда».
В одном из боев ее Як-1 был сбит над вражеской территорией. Лидия выбралась из него и бросилась бежать, отстреливаясь от преследующих ее немцев. Когда враги были уже совсем рядом, а в стволе остался последний патрон, на помощь пришел один из наших штурмовиков. Своим огнем он заставил их залечь и приземлился рядом. Лидия втиснулась в кабину, на колени летчику, и ауфидерзейн!
1 августа 1943 года она сбила три вражеских самолета, но из последнего вылета в тот день не вернулась. Звание Героя Советского Союза долго не давали, так как Лидия числилась пропавшей без вести. Справедливость восторжествовала лишь в 1990 г., незадолго до кончины самого Союза. Она попала и в Книгу рекордов Гиннеса, и в аниме. Когда она погибла, ей ведь не было и 22 лет…
=============================================
Авидзба Мери Хафизовна
Первая летчица Абхазии, штурман, гвардии лейтенант.
Родилась в 1917 году в Абхазии.
Закончила Сухумский аэроклуб и Батайскую летную школу, первый самостоятельный вылет совершила в 1936 году.
После начала Великой Отечественной войны подала заявление о зачислении добровольцем в Красную Армию. Принимала участие в обороне Кавказа, освобождении Крыма, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии.
За время военных действий Мери Авидзба совершила 477 боевых вылетов, сбросила на врага 63 тыс. килограммов смертоносного груза.
В 1944 году, спасая самолет, экипаж Рукавицыной-Авидзба совершил жесткую посадку, в результате которой обе девушки получили тяжелые травмы. У М.Авидзба был поврежден позвоночник, в результате чего девушка 7 лет была парализована,однако после удавшейся операции вновь встала на ноги.
Находясь на пенсии, Авидзба вела большую общественную работу. Была избрана депутатом Верховного Совета Абхазии. Ряд лет была председателем родительского комитета одной из Сухумских школ,вела большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, по пропаганде героических традиций советской авиации.
Умерла в 1986 году в Абхазии.