Северная Монголия. Страда

Mar 12, 2017 13:31

Мягкое золото. Что плохо растёт. Хлеб-соль. Колёса.

Осень - она и в Монголии осень.
Ахуй Уйлчилгээний Тов (Министерство Сельского Хозяйства, если кто не понял) бросает все силы и ресурсы на уборочную страду.
Вы думаете, в Монголии нечего убирать? Ха!

Во-первых, нужно убирать шерсть. Это белое и пушистое золото Монголии. В огромных тюках убранная шерсть едет в посёлки. Неубранная шерсть весёлыми клочками украшает придорожные саксаулы, олицетворяя главное богатство страны.



Во-вторых, нужно убирать всё что плохо растёт.
Плохо растёт практически всё. Стало быть, всё и будем убирать.
Что именно плохо растёт за этой весёлой изгородью - мы не знаем. Но наверняка что-то важное и полезное.



А вот безусловно полезное и важное растение - чацагарны. Или по-русски "облепиха". Растёт она в самом мокром и тёплом месте Северной Монголии. Можно сказать - в тропиках, в Убсунурской котловине. Снега здесь нет с июня по сентябрь, зато в это время есть дождь!



Во-третьих, нужно убирать дрова. Каждую осень стоячий сухостой и лежачий бурелом шинкуется на бревёшки и отправляется посёлки. Окрестные горы присыпаны снегом, а значит отопительный сезон считается открытым.



В-четвёртых, пришла пора убирать соль. Как только что сказал поэт:

Осень наступила, высохли цветы,
Высохли в пампасах травы и кусты,
Пересохли речки, и с лопатой в поле
Побежал крестьянин на уборку соли.



И нечего ржать. Солёные озёра пересыхают. Если соль вовремя не убрать - потом от снега не отличишь.



Поэтому нужно спешить. Складывать в мешки и носить на базар.



На базаре эта соль пользуется уверенным спросом. Мы неуверенно спросили - зачем она? Нам уверенно ответили, но мы опять ничего не поняли.



Ещё здесь растёт песок. Раньше его не было на нашем пути, а теперь вот появился. Но его никто не убирает. Все его аккуратно объезжают, делая вид что так и надо.



А нам так не надо! Нам надо в пески! В самую северную пустыню Евразии, а может быть и мира - в пески Алтан Элс! И мы направляем лапокрузера в барханы.



Кромка Алтан Элс изумительна. Песчаные увалы уходят за горизонт. И самое замечательное, что на них растут лиственницы.



Лощины между барханами образуют уютные такие лагуны. Можно выбрать себе подходящую, встать под лиственницей и никуда сегодня не ехать.
Да и некуда дальше ехать. Песок мелкий и весьма рыхлый. Если сдуться вноль, то можно пробраться подальше, но смысл? Всё равно встанем в одной из лощин. :)



Ходить по песку можно без проблем, потому что дёрн. Дюны густо поросли всякой флорой. Вот представитель горно-пустынной флоры, молодил, топорщит к небу свой… эээмм… ну, что-то своё топорщит. Лето, осень… жара, не жара - ему однофигственно хорошо!



А ещё тут растёт коварнейшая трава. На первый взгляд - мягкий ковыль, который хочется гладить рукой на ветру. Но уже на второй взгляд эта падла втыкает в тебя свои стрелы, снабжённые завитым оперением. Стрела проникает сквозь одежду и колет туловище. А закрученный хвост уже вкрутился в тряпку - хрен выдерешь. Зачем они это делают - мы не поняли. Ведь если так вкрутишься в овцу - никогда из неё и не выкрутишься…



Переночевав в песках Алтан Элс и выковыряв колючки из носков, мы отправляемся дальше. Дорогу нам указывает путеводное колесо.



Да, верно, колесо от комбайна. Да, здесь хлеборобы сеют и убирают хлеб!



Техника вся советская, некоторым машинам по 40 лет. Но монголы отличные, изобретательные механики, и эти мастодонты ещё походят…



Кстати, о колёсах.
Dick Cepek FC-2 37x13R16 показал себя отлично.



Они радиальные, а значит хорошо шли по трассе, не пытаясь выписывать каждая свою траекторию, как это делают диагоналки.
Они крепкие. Хорошо накачанные, они даже дубовые. Передают на кузов стыки асфальта. По камням так вообще зубодробительны. Но стоит стравить до ~1.7, как всё преображается. Дорога становится ровной, камни - мягкими, а гребёнка чудесным образом выравнивается :) Но здесь, конечно, размер имеет значение: гребёнка выбита УАЗами и мелкими грузовичками, эти лапти просто идут по верхушкам.
У них хороший рисунок и сама резина. Они нормально цепляются за мокрые и сухие камни, не роют песок, лезут по каменистым сыпучим склонам без пробуксовки. И остаются целыми, не отрывая от себя кусочки шашек, как это делали Симексы :)
Порадовал боковой протектор. Наконец стало понятно, для чего он вообще, кроме понтов. В грязи от него толку ноль, зато в камнях он защищает боковину от особо дерзких каменюк.



Минусы у резины тоже есть. Но все они остались в родном нечерноземье :)

Вот так, на давлении 1.7 и скорости 50 км/ч мы шпарим к следующему знаменательному пункту нашего путешествия - к озеру Хяргас Нур!



путешествие, этно, Монголия

Previous post Next post
Up