Оригинал взят у
getnewpost в
Кризис третьего годаДумала я, думала, как назвать следующий этап - и решила все таки остановиться на "кризисе трех лет". Так привычней всего, хотя обычно по возрасту кризис случается раньше... В 2,5. <немного подкорректировала под себя>
Отделить сам момент кризиса в поведении ребенка от предыдущего этапа развития бывает непросто - уже здесь дети проявляют большое разнообразие и индивидуальность в видах и способах адаптации. На сей день мне известно два вида внешних проявлений переживания кризиса:
- усиление требовательности и капризности и эмоционально-психологический регресс с зависанием на руках, груди , требованием обращаться как с малышом и внезапным категорическим "я маленький!"
- усиление требовательности, негативизма и противления с громкими протестами, отрицанием до абсурда и категорическим "я большой!"
Оба вида совершенно нормальные и корректные способы переживания кризиса, бывает чередуются и/или сочетаются у одного ребенка :)
Теоретически, может быть еще и третий способ реагирования - заметное усиление ласковости и послушности у вчерашнего самоуверенного двухлетки, стремление максимально возможно ориентироваться на маму и других членов семьи.
.......
Самым ярким проявлением кризиса у моего ребенка был абсурдный негативизм. Негативизм ребенка переживающего кризис отличается от обычного негативизма двухлетки тем, что ребенок в своем желании говорить "нет" доходит до потери смысла, забывает о своих реальных желаниях, путается, теряется, но продолжает жрать кактус))) противление и отрицание. Двухлетки говорят "нет" всему, что "не я ", а дети в кризисе говорят " нет" вообще всему.))) Это признак того, что момент потери фантазии о всемогуществе уже наступил, однако ребенок пока еще не адаптировался к новому представлению о себе, он пока еще блуждает и ищет, на что бы опереться , чтобы построить новое представление о себе. Как то сладить сребенком , который впал в абсурдный негативизм, помогает активное слушание, особенно буквальное повторение только что услышанного, например, реальный случай оставшийся в памяти от кризиса: однажды вечером перед сном Юра отказывался одевать пижаму, а в тот период дома было почему то холодно ночами и, соответственно, когда он сбрасывал ночью одеяло он замерзал и плохо спал из-за этого. моей задачей было таки его одеть, а юра, находившийся как раз в стадии негативизма естественно все мои предложения отвергал. Я ему: Мы ложимся спать, иди, я оденутебе пижамку.. Юра - "Неть!" и хохочет. Я делаю паузу (на самом деле это я торможу, так как не знаю как мне достичь своей цели) и проговариваю совершешнно нейтральным тоном - "Ага, Юра сегодня будет спать без пижамы"(это у меня можно сказать рефлекс активного слушания сработал, пока я пыталась сориентироваться в обстановке...) тут настроение ребенка меняется на противоположное и он уже требует одеть ему эту пижаму. Я еще и не сразу соглашаюсь))), повторяю пару раз ненавязчиво, ка кбы сомневаясь - "ты сегодня спишь без пижамы, ты хочешь спать без пижамы" В результате ребенок с азартом одевается и совершенно счастлив. Потом этой удачной находкой я пользовалась неоднократно, подобные советы порой встречаются как раз по проблеме отрицания всего и вся, но обычно в виде - сразу обещайте что ни за что не дадите ребенку пижаму, кашу и т.п., но в таком виде это уж больно манипулятивный прием, а в виде активного слушания манипуляции нет, просто возвращение ребенку того же самого решения, которое он принял только что из уст мамы, а негативизм делает все остальное :)
Если ребенок на активное слушание-возвращение не покупается и не загорается желанием делать то, от чего только что отказывался - значит это не абсурдный негативизм, а что то другое, например ребенок действительно не хочет одевать пижаму , и у него есть для этого причины. ;)
Таким же абсурдным в момент кризиса может стать "я сам". "Я сам" всемогущего двухлетки совершенно нереалистично, если он захотел сделать что то сам, то он не в состоянии реально оценить может он или не может сделать сам. Но будет пытаться. Двухлетка в кризисе может сначала потребовать чтобы мама, например, одела ему штанишки, а через минуту будет рыдать из-за того что он не одел их сам... ну потерял ребенок связь со своими желаниями, сам не понимает, что он может, что не может, и чего ему теперь хотеть... А вот когда кризис закончится, "я сам" у ребенка станет намного более реалистичным, согласованным с возможностями и действительностью.... насколько это может быть согласовано в голове ребенка в возрасте между двумя и тремя годами :))) Так же как "нет" станет намного более весомым и реальным. И с этим "нет" уже придется считаться намного больше, чем даже с негативизмом "всемогущего двухлетки"... всерьез так считаться.
......
И что же делать со всем этим психическим и эмоциональным великолепием во всем множестве вариантов проявления? На мой взгляд, самое важное - это знакомить ребенка с ним же самим.
Если ребенок проходит через кризис по пути сопротивления, "я-большой" - в его сознание надо нежно вносить позитивный образ себя маленького. Начать с регулярного совместного просмотра домашнего архива с младенческими фотографиями и видео. Дети в этот момент обычно и сами проявляют огромный интерес к своим младенческим изображениям, двухлетка уже в состоянии понять, что это он, но не такой как сейчас, и изучая свои фотографии и видео-архивы, он пополняет знания о себе, свой образ, как раз создавая нужную нам зону: "Кто это такой - "я-маленький". Очень полезно рассказывать ребенку что и как с ним делали когда он был маленький, как пеленали, как высаживали, как купали в травках, носили в слинге, мазали маслом кожу после купания и т.п. Скорее всего ваше дитя тут же захочет, чтобы с ним это снова проделали и конечно, не отказывайте ему в "маленьких" радостях :) Создавайте позитивный образ "я-маленький", наполняйте его чувствами любви, заботы, защищенности, радости. :)
Если ребенок проходит через кризис в варианте "я-маленький", он нуждается в позитивном подкреплении своей могущественной части, образ "я-большой" у него уже есть, но по какой-то причине вызывает отторжение и противление. У нас в обществе принято довольно сильно
нагружать ребенка ответственностью по типу "ты уже большой, значит.. и т.п." даже если родители и ближнее окружение этого не говорят, впечатлительные дети могут набраться этого из мультфильмов, на площадке и т.п. Таким впечатлительным детям так же очень полезно смотреть домашние архивы и слушать рассказы о своем младенчестве - это насыщает их жажду защищенности и заботы. И параллельно таким деткам надо так же мягко и нежно подкреплять образ "я-большой", рассказывая как ребенок уже вырос, сравнивая отметки роста на косяке, размер отпечатков ладоней... замечая все, что ребенок уже может и умеет, а раньше не мог, например такие простые вещи как ходить, разговаривать(тем кто уже говорит), прыгать и т.п. Взрослым это кажется само собой разумеющимся, но двух-трехлетнему малышу умение ходить или прыгать или говорить дает невероятное ощущение себя большим и взрослым. Причем, обратите внимание, без того чтобы нагрузить ребенка ответственностью, без манипуляций... Из-за того, что ребенок уже умеет ходить или там прыгать или кататься с горки у него никогда не возникнет страха не справиться с возложенной на него ответственностью "быть большим" Он же уже действительно это умеет и умеет хорошо...
Ну и активное слушание, контейнирование эмоций и стиль "мама-фея" по-прежнему наши лучшие друзья :)
Когда у ребенка возникнет активное перемещение из "я-большой" в "я маленький" и обратно - кризис трех лет можно считать успешно законченным. Естественно, в обоих образах ребенку должно быть комфортно и удовлетворенно, т.е. в каждом из этих состояний у ребенка есть потребности и их надо удовлетворять, когда ребенок "в образе".
Признаком окончания кризиса кроме активного и легкого переключения ребенка из одного образа в другой так же служит снижение негативизма и становящеееся все более и более реальным "я сам". Т.е. если уж ребенок говорит "я сам" так ему можно поверить и доверить. Луну с неба он уже снимать не пойдет :)
Еще по окончании кризиса трех лет у многих детей появляется живой интерес к другим детям и в том числе к сверстникам, которых до этого они могли игнорировать или даже избегать. Но когда у ребенка появляется реальная картина себя , он начинает стремиться к тем, кто на него похож - к сверстникам, мальчики - к мальчикам, девочки к девочкам и т.п. Так работает уже хорошо освоенная ребенком привязанность через похожесть :)