Оригинал взят у
getnewpost в
Развитие ребенка от года до двух: гигиена как социальное поведениеЯ дооолго обдумывала этот пост. Долго искала подходящие слова, чтобы описать этот важнейший для ребенка процесс, отходя от привычного стереотипа - "приучить к горшку"
Потому, что "приучить" - это большой жирный крест там, где должны расцвести первые цветы малышовой инициативы. Но, не буду углубляться в лирику, труба зовет! :)
Итак, годовалый наш малышик переживает большие изменения в своем восприятии себя, мира, окружающих людей.
На первом году он осваивал своё тело - процессы, органы, результаты. И к году уже все хорошо изучено. Высаживаемые голопопики получают хорошую фору здесь. Точнее - у них просто все в соответствии с возрастом. Памперсным деткам сложнее. И тем сложнее - чем меньше часов они провели до года без памперса, чем меньщше размазывали содержимое и просто ходили голяком. По моему мнению, важнее всего не собственно высаживание, а та сумма часов, проведенных без подгузника или в тканевом подгузнике. Чем эта сумма больше - тем ребенок больше готов выстроить для себя верную картину этой части жизни. Пока о горшке речь не идет, только о всем том, что связано с гигиеническими вопросами, позывы, управление сфинктерами, результаты, ощущения, реакция окружающих(!), действия, непосредственно связанные - переодевание, вытирание, подмывание и т.п.
Когда мышление выходит на новую ступень, когда ребенок начинает видеть последовательности, взаимосвязи, границы - чем больше у него набор ощущений вокруг процесса, чем больше опыта он получил, тем полнее и стройнее будет картина, которая сформируется у него в голове. Кстати, кто высаживает малышей, подтвердит - что к году дети отлично умеют управлять процессами, потерпеть чуть-чуть, дойти куда надо, волевым усилием инициировать процесс. Так что байки про "несозревшие до 3х лет сфинктеры" лично у меня давно вызывают только пятиминутку здорового смеха :))) Конечно, управление и контроль - не одно и тоже далеко, и терять контроль ребенок еще будет не раз, но управлять-то он уже отлично умеет :)
Но! годовасики , в основном, не просятся. Оно им не надо, что многие мамы отчетливо замечают. И правда, зачем ребенку на этом этапе проситься, у него все хорошо, он в гармонии с собой, откровенно наслаждается процессами и иногда результатами))) В этот момент родители могут попасться в ловушку тревоги - "надо приучать, а то..." Мамы, высаживавшие детей тоже могут попасться в эту ловушку, если воспринимают горшок как продолжение высаживания и стараются как то перейти от высаживания к горшку.
Это важный момент - высаживание надо закончить. чаще всего оно само затухает, но некоторым мамам приходится наступать на горло своему контрол-фрику :) Что касается памперсов, работает тот же момент - памперсы надо снимать и чем решительней, тем лучше. И не пытаться дальше вводить горшок по аналогии с высаживанием, т.е. слежения за ребенком "когда ему надо" , сажания его на горшок и вообще, взятия на себя ответственности и контроля в этой сфере.
Второй момент, вытекающий из первого - не учите ребенка проситься. Отдайте ему инициативу. Если он сам просит вашей помощи - отлично. Но "проситься", это второй жирный крест после "приучить" . Гигиена - это социальная норма. быть как все - очень важно для ребенка в возрасте от полутора до двух , так же важно, как проявлять инициативу - поэтому обязательно придет момент, когда малыш захочет пользоваться туалетом так же, как пользуются другие члены семьи. Если ему будет нужна ваша помощь в каких-то аспектах - он сам попросит, но смысл горшка, в общем то, именно в том, чтобы ребенок мог САМ им пользоваться. Чтобы не чувствовал беспомощности без сопровождения взрослого, а наоборот, мог ощутить себя хозяином ситуации. Горшок в этом случае выигрышней, чем к примеру, сиденье для унитаза, так какребенку надо меньше действий совершать, а значит ему проще в голове держать всю последовательность - как сесть, как встать и т.п.
Вернемся к психическим процессам: В районе года ребенок сформировал себе представление о процессах испражнения. Потом он пережил кризис года, научился подражать и вообще ориентироваться на окружающих, у него появилась потребность быть как все. И тут, оппа, приходит момент и ребенок замечает, что взрослые ходят в туалет и пользуются унитазом, а он - нет. Вот тут выступает на сцену горшок(или сиденье). горшок очень хорош тем, что можно садиться на него параллельно с родителем, сидящим на унитазе. Горшок можно представить как унитаз для детей, к примеру. Или ребенок может быть знаком с горшком как с посудой для помещения туда своих результатов, но как инструмент он горшок воспримет только сейчас.
На ура в этот момент(наступающий примерно в полтора) идет прием - поставить горшок рядом с унитазом и звать ребенка с собой каждый раз как идете в туалет. Как минимум - будет учиться садиться, как максимум - сюрприз!, дитя начнет радостно бегать на горшок ( мамы девочек этот сюрприз чаще получают, девочки более социально ориентированы)
Между годом и полутора - ничего делать в целях приучения к горшку не надо. Попался под руку вовремя - хорошо, не попался и бог с ним. А не, кое что делать все таки надо - проговаривать все процессы, ну это в принципе, вообще ко всему относится.
Дальше от полутора до двух ребенок осваивает навык - у кого то получается быстрее, у кого-то медленней, темп здесь не важен как и процент "попаданий" Важно - чтобы инициатива исходила от ребенка, даже если это происходит 1 раз в день. И второе "важно" - радоваться, когда ребенок проявил инициативу. Хвалить, "какой ты молодец, умница" - не желательно. Почувствуйте разницу между обрадоваться и похвалить - похвала это оценка, радость - это искренняя реакция, эмоциональная связь. Оценки ребенок до двух, двух с половиной плохо понимает, а эмоции - отлично. Эмоции его мотивируют намного лучше и не формируют зависимость от оценок.
Ближе к двум (1,8-1,9 - 2) на ребенка находит период педантизма и наступает следующая ступень, когда ребенок начинает в большем количестве случаев ходить на горшок самостоятельно и если уж авария - то это действительно промах, неудача в восприятии ребенка. А до этого момента - он не воспринимает лужи как неудачу, скорее наоборот, как норму, а горшок - как успех, как свершение "О! Я пописал в горшок, Получилось, смотрите!" :)))
А вот когда ребенка накроет духом порядка- тогда горшок станет нормой, "так должно быть всегда" :) Вот и все, собственно говоря. Социальный навык освоен, ребенок преисполнен уверенности в себе - как же, он же может делать все так как положено, как все, он это контролирует, он вписался, он член стаи :)
В заключение, подведу черту в виде выделения критериев готовности ребенка к самостоятельной гигиене:
1. хороший контакт со своим телом - все изучено, ощупано, много разнообразного опыта для всех органов чувств.
2. Социальная готовность - прожитый кризис года, выраженная эмоциональная потребность быть как все, опыт разнообразной совместной деятельности.
3. Энергия дерзновения - ребенок свободно проявляет инициативу и получает поддержку .
4. Период "тишины" - отсутствие контроля со стороны взрослых и возможность для ребенка увидеть свои отличия от поведения взрослых.
Со стороны родителей освоить горшок будут помогать такие действия:
1. Ослабление контроля.
2. Укрепление в ребенке энгергии дерзновения, поддержка инициатив
3. Разнообразная бытовая совместная деятельность, тренирующая способность к подражанию.
P/S По поводу снятия памперса -
чем ближе к двум годам снимается памперс, тем меньше должен быть контроль, так как к двум у ребенка период ярко-выраженного эгоцентризма, стремления к самостоятельным действиям и протеста против вмешательств. Чем ближе к двум - тем легче пережать контролем и получить сопротивление. Если нет возможности решительно снять памперс и дать ребенку время на самостоятельный опыт, то стоит снимать памперс каждый раз когда есть возможность и отложить освоение ребенком самостоятельной гигиены примерно до двух с половиной, а именно до того момента, когда будет пройден кризис трех лет и ребенок вступит в следующую фазу, когда ему снова станет важно чтобы его поведение соответствовало общепринятым стандартам.